Руджеро Деодато – знаменитый на весь мир итальянский кинорежиссёр-постановщик, телепродюсер и сценарист. Самым прославленным проектом Деодато считается отснятый в псевдодокументальном стиле фильм ужасов «Ад каннибалов», заслуженно считающийся и поныне одной из самых жесточайших кинолент в истории мировой киноиндустрии.
Начало творческой карьеры
Руджеро Деодато, фильмы которого являются до сих пор предметом ожесточенных споров между кинематографистами и блюстителями морали, родился в Италии в Потенце. После окончания школы он мигрировал в Рим, где произошла судьбоносная встреча юного Руджеро и Лоренцо – сына именитого кинорежиссера Роберто Росселлини.
Маэстро начал свою карьеру в качестве ассистента режиссера одного из ведущих европейских основоположников неореализма. По признанию самого Деодато, сотрудничество с Роберто оказало огромное влияние на его творчество. Постановщик сумел перенять реалистическое видение мира своего наставника. В период с 1958 по 1967 год Руджеро Деодато сотрудничал со многими легендарными режиссерами: любителем атмосферных хорроров Джозефом Лоузи, создателем полицейских триллеров Риккардо Фреда и профессионалом в фантастическом жанре Антонио Маргерити.
Продюсер и постановщик
С начала 70-х Руджеро выступает в ипостаси продюсера, занимается производством телепередач и многосерийных телефильмов. Дебютом Деодато как режиссера в некоторой степени можно считать типичный итальянский пеплум «Урсус, ужас Киргизии» (1964 г.). Этот фильм – чистой воды фантастика, в которой географические названия довольно забавны и не отвечают действительности. Картину начинал снимать Антонио Маргерити, но после его ухода завершил съемочный процесс Руджеро. Несмотря на ярко выраженную, очевидную жанровость, кинолента сделана довольно качественно, и смотреть ее весьма интересно, ведь главную роль в фильме исполняет культовая личность – Рэг Парк.
Становление режиссёра
Руджеро Деодато, фильмография которого насчитывает около 25 кинокартин, начинал творческий путь с создания приключенческих кинолент и музыкальных комедий, как и многие его коллеги. В период с 1964 по 1977 год постановщик срежиссировал приключенческую киноленту «Гунгала, обнажённая пантера», комедийный мюзикл «Женщины и берсальеры», вестерн ««Во имя отца», комедию «Женабель» и драматический триллер «Волна желания». После выхода в прокат данных кинолент режиссер решительно переключился на творчество в жанрах джалло и хоррор.
Согласно мемуарам постановщика, он быстро осознал, что в легких жанрах довольно трудно создать свою авторскую марку. По мнению Деодато, в комедиях во время съемочного процесса первостепенная роль незыблемо остается за актерами-комедиантами, которые единолично «правят бал». Постановщик играет второстепенную роль. Руджеро Деодато желал, чтобы ответственность прежде всего лежала на нем, а уже после на приглашенных мастерах сцены.
Всем известно, что Италия является родиной великих кинорежиссеров Висконти, Антониони и Феллини, но она славится также гениальными хоррормейкерами: Дарио Ардженто, Ламберто и Марио Бава, Лючио Фульчи. Каждый из названных имеет свое место в мировом кинематографе. Руджеро Деодато позиционируется мировой кинообщественностью как Месье Каннибал. Данное прозвище режиссер получил от французов после выхода в прокат в 1977 году его первого проекта «Ад каннибалов 3» и «Ад каннибалов» (1979 г.).
Сторонник настоящего реализма в кино
Сам метр режиссуры утверждает, что не имеет связи с вышеперечисленными постановщиками, он из «другого теста». Так как хоррормейкеры создавали настоящие киноленты ужасов, а Руджеро Деодато считает себя сторонником большого реализма в кинематографе. Действительно, его проекты в жанре хоррор достаточно изощренные и шокирующие.
Известный в РФ как «Ад каннибалов 3» – фильм поистине беспощадный, снят мрачно и крайне реалистично. Согласно сюжету самоуверенный житель мегалополиса попадает в авиакатастрофу над одним из мелких островков Новой Гвинеи, самолет совершает аварийную посадку. Четверо выживших в первую ночь становятся жертвами кровожадных аборигенов-каннибалов. Главный герой старается сбежать из плена племени людоедов, но его самостоятельное существование в джунглях превращает адекватного обывателя в настоящего убийцу. Руджеро Деодато чрезвычайно аккуратно подводит смотрящего к выводу, произнесенному одним из второстепенных персонажей фильма: «Каждый становится звеном в цепочке выживания».
Самый запрещенный в мире
Хоррор «Ад каннибалов» (1979 года) прославил режиссера повсеместно. Его прокат был запрещен в более чем 60-ти государствах, что автоматически возвело картину в статус самого запрещенного фильма в мире. Сценарий к киноленте написал Джанфранко Клеричи. Руджеро снимал свой проект в псевдодокументальной манере. Фильм рассказывает трагическую историю, произошедшую с небольшой съемочной группой в дебрях Амазонки. Особый шарм картине придает неприукрашенная «правдивость» сюжета и характерная Деодато «документальность». Кино признано одним из начальных примеров киноработ жанра «найденной пленки».
После постановщик создал множество кинокартин жанра хоррор («Дом на краю парка», «Хищники Атлантиды», «Отсчет тел», «Призрак смерти» и т. д.), но ни одна из последующих работ не шокировала кинообщественность так, как «каннибалическая сага».
Работа на телевидении
С 90-х годов Руджеро Деодато, фото которого уже не так часто появлялось на обложках известных печатных изданий, продолжил работу на телевидении, снимал телесериалы. По мнению режиссера, между телевидением и кино однозначно разные уровни – на ТВ нет особой драматургии. Поэтому Руджеро, соглашаясь снимать тот или иной телефильм, требует, чтобы в нем принимали участие лишь профессиональные актеры. В 90-е по одному из телеканалов РФ транслировался и пользовался популярностью телефильм «Океан», срежиссированный Деодато. В нем снялись одаренные, оскароносные актеры: М. Адорф, Э. Боргнайн, И. Папас, М. Беренсон, М. Болсам. Съемки длились около трех месяцев на Канарских островах. Сериал отличает от других отличный оригинальный сюжет, блестящий актерский состав и замечательное музыкальное сопровождение.