Профессиональные спортсмены, а также люди, активно и систематически занимающиеся физическими упражнениями, используют субъективные и объективные показатели самоконтроля для соблюдения правильного, безопасного ритма тренировок.
Виды контроля и их особенности
Получение данных о том, как занятия физическими упражнениями влияют на организм тренирующихся, их анализ и коррекция в соответствии с нормой называются контролем. На практике этот контроль представляет собой специальные проверки, которые включены в программу занятий по физическому воспитанию для оптимизации учебно-тренировочного процесса. С их помощью наблюдающим доступно ведение систематического учета в двух самых важных направлениях:
- Насколько усвоена техника двигательных действий.
- На каком уровне развития находятся физические качества.
Контроль может быть следующим:
- Поэтапным: оценивание того, какую спортивно-техническую и тактическую подготовку имеют занимающиеся в ходе конкретного этапа.
- Текущим: фиксация повседневных изменений в процессе подготовки.
- Оперативным: быстрое оценивание состояния занимающегося в данный момент времени.
Методика контроля
Для реализации указанных целей наблюдающие проводят анкетирование тренирующихся, анализируют рабочую документацию процесса, наблюдают за ходом занятий, регистрируют функциональные и другие показатели, а также тестируют уровень подготовленности в различных аспектах.
Наряду с внешними наблюдениями, изучением показателей и состояния тренирующегося большое значение имеет самоконтроль. Его средством становятся субъективные и объективные показатели самоконтроля физического состояния, фиксируемые самим занимающимся, а результатом является упорядоченный набор данных, Анализируя эти сведения, специалисты, которые принимают участие в подготовке спортсмена, могут получить уникальную информацию (недоступную для других видов исследований) и сделать много важных выводов.
Содержание самоконтроля
Спортсмен, прибегающий к самоконтролю, регулярно наблюдает за тем, каково состояние его здоровья, физического развития и физподготовки, а также за тем, как эти показатели изменяются в результате тренировок. Это необходимо для сохранения тренирующего эффекта занятий и исключения вероятности возникновения нарушений здоровья. Спортсмен измеряет и фиксирует свое состояние, используя субъективные и объективные показатели самоконтроля на занятиях физическими упражнениями и между ними.
Для чего нужен самоконтроль
Его функция заключается не только в воспитании правильного взгляда на тренировки, но и в формировании более сознательного отношения к ним, соблюдении правил личной гигиены, учебного, трудового и бытового режимов, правил отдыха и восстановления.
Для учета результатов, полученных при самоконтроле, спортсмену поручают вести дневник самоконтроля. Субъективные и объективные показатели самоконтроля должны быть вовремя записаны в соответствующие графы для того, чтобы обеспечить правильный и актуальный их анализ.
Задачами работы с дневником выступают:
- Расширение знаний о возможностях и правилах физического развития.
- Приобретение навыков, необходимых для адекватной оценки психофизической подготовки.
- Знакомство с набором простейших доступных методик самоконтроля.
- Определение уровня, которого достигло физическое развитие и тренированность, для своевременной корректировки нагрузок.
Объективные показатели самоконтроля
Существует две группы показателей, используемых для осуществления самоконтроля: субъективные и объективные.
К объективным показателям самоконтроля относятся те данные, которые показывают степень влияния тренировок на сердечно-сосудистую систему и весь организм в целом. В их числе:
- Пульс и его частота.
- Показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ).
- Дыхание и его частота.
- Артериальное давление.
- Вес тела спортсмена.
- Пробы и тесты функционального или физиологического характера.
- Спортивные результаты.
Эти объективные показатели самоконтроля наиболее точно иллюстрируют состояние тренирующегося. Чтобы получить достоверную картину, данные следует фиксировать с определенными интервалами (для каждого показателя есть нормы и правила измерения). Например, такие объективные показатели самоконтроля, как частота пульса и уровень артериального давления, измеряют после тренировки с интервалами в несколько десятков секунд до полной стабилизации.
Более подробно об объективных показателях
Пульс – это то, что можно отнести к объективным показателям. Частота сердечных сокращений хорошо натренированных спортсменов существенно отличается от пульса физически неактивных людей. Показатель 40 ударов в минуту свидетельствует о физической выносливости сердца или может расцениваться как следствие какого-нибудь патологического процесса.
Динамику показателей ЖЕЛ часто используют для определения интенсивности заданной нагрузки: чем ниже уровень, тем выше напряжение тренирующегося.
Частота дыхания спортсмена от 20 до 25 раз в минуту характерна для низкой нагрузки, более 25 и менее 40 свидетельствует об умеренном уровне напряжения, а показатель, превышающий 40 вдохов в минуту, указывает на высокую (максимальную) нагрузку. С ростом уровня тренированности дыхание человека в спокойном состоянии становится все реже. При этом сокращается время восстановления после интенсивных физических нагрузок.
Артериальное давление – один из важнейших параметров в списке того, что является объективным показателем самоконтроля. Функция сердечно-сосудистой системы может быть отлично охарактеризована уровнем давления: хорошая физическая подготовка стимулирует выносливость всех мышц, поэтому после нагрузки давление восстанавливается буквально за несколько минут.
Потеря веса после проведенной тренировки становится прямым доказательством приложенных усилий и критерием интенсивности напряжения.
К объективным показателям самоконтроля относятся некоторые распространенные тесты и пробы, которые заключаются в кратковременной подаче определенной нагрузки, фиксировании состояния спортсмена и его результатов, а также сравнение этих данных с нормативами. Наиболее часто тренирующиеся подвергаются задержкам дыхания, подсчету движений кисти, пятиминутному восхождению на скамейку, приседаниям и другим испытаниям.
Что называют субъективными показателями в самоконтроле
Объективные показатели самоконтроля – это те, которые могут быть измерены с помощью каких-либо приборов и характеризуются определенными средними численными или количественными параметрами. Наряду с этим, субъективные имеют только оценочную характеристику (хорошо, плохо, много, мало) и не могут быть зафиксированы или точно измерены.
Среди них следующие показатели:
- Общее самочувствие.
- Сон.
- Аппетит.
- Работоспособность в умственном и физическом аспекте.
- Баланс положительных и отрицательных эмоций (стрессов).
Заполняя дневник, спортсмен регулярно оценивает качество этих параметров. При снижении субъективных оценок наблюдатель может сделать вывод о том, что состояние организма ухудшается в результате чрезмерных нагрузок, переутомления, несоблюдения графика или начинающейся болезни.
Особенности и специфика самоконтроля
Основной целью, которую преследует самоконтроль, становится самостоятельное, регулярное наблюдение (с применением простых и доступных способов) за тем, как развивается организм в физическом аспекте, а также за тем, каким образом на него влияют упражнения и спорт.
Благодаря правильному ведению дневника и точности внесенных в него показателей, становится возможным выявление неблагоприятных воздействий физических упражнений на тренирующегося.
Несмотря на это, самоконтроль следует воспринимать только как составной элемент врачебного контроля, но не в качестве его замены. Назначение самоконтроля может быть врачебным, педагогическим или комплексным (включающим оба направления). Изучив данные дневника, преподаватель или куратор спортсмена сможет отрегулировать физическую нагрузку, а врач – вовремя заметить отклонения от нормы важных показателей.