Памирский тракт. Путешествие по Памирскому тракту на машине и на велосипеде

700-километровая высокогорная асфальтированная автомагистраль — Памирский тракт — прекрасный маршрут для автомобильного или велопутешествия, если вы предпочитаете проводить свободное время, познавая окружающий мир. Тех, кто решится выбрать такой вариант проведения отпуска, ждут интересные приключения на фоне величественных горных пейзажей невероятной красоты.

Памирский тракт

Описание

Большой Памирский тракт (фото см. ниже) — это автомобильная дорога, которая соединяет Душанбе с киргизским городом Ош. Его принято разделять на две части. Первая — Западный Памирский тракт. Это довольно приличная автомагистраль, по которой можно попасть из столицы Таджикистана в Хорог — административный центр Горного Бадахшана. Что касается второй, Восточной части, то на дороге, ведущей в Ош, есть множество труднопроходимых отрезков.

История

Необходимость в дороге, соединяющей Алайскую и Ферганскую долины, возникла в середине 90-х годов позапрошлого века, после присоединения этих земель к Российской империи. Работы велись силами саперных частей и были успешно завершены, несмотря на большие трудности, которые пришлось преодолеть солдатам под руководством подполковника Бронислава Громбичевского, инженеров Мицкевича, Бураковского и Зараковского, а также подпоручика Ирмута. В 1930-х дорогу, которая сегодня известна как Восточный Памирский тракт, продолжили до Хорога, а позднее был построен западный участок до Душанбе. Открытие последнего состоялось в 1940 году, и он был назван именем Сталина.

Памирский тракт фото

Состояние

К сожалению, распад СССР и гражданская война в Таджикистане привели к тому, что год от года значительная часть Большого Памирского тракта постепенно приходит в негодность. Более того, процесс разрушения дороги в течение последних нескольких лет ускорился из-за разрешения на перемещение по этому маршруту большегрузных автомобилей из КНР, что стало причиной интенсивной эксплуатации автомагистрали, которая на это не была рассчитана.

Так как значительная часть Большого Памирского тракта довольно пустынна, и на ней нет автозаправок, тем, кто путешествует на автомобиле, рекомендуется иметь в багажнике канистру с горючим, как говорится, на всякий пожарный случай. Категорически не рекомендуется выбирать подобный маршрут людям, которые недавно за рулем и не в состоянии справиться с мелким ремонтом «железного коня», так как, в зависимости от времени года, в случае поломок им придется дожидаться помощи не один час.

Поездка из Душанбе в Хорог

Западный Памирский тракт на джипе можно преодолеть примерно за 18 часов. Такое путешествие с местным водителем обойдется в 200 сомон. Одним из его преимуществ является отсутствие необходимости договариваться с жителями кишлаков о ночлеге, так как те, кто возят туристов, обычно имеют на трассе знакомых, готовых приютить их вместе с клиентами. Маршрут проходит по долине реки Вахш до села Калаи-Хумб. Затем необходимо преодолеть перевал Хабуработ, расположенный на высоте 3 720 м. После этого путь будет проходить по долине реки Обихингоу. Там есть несколько сел с гестхаусами, где можно остановиться на отдых

Далее значительная часть пути проходит по берегу реки Пяндж. Она протекает вдоль границы с Афганистаном, поэтому туристы могут изучать из окна автомобиля жизнь в кишлаках страны, где продолжается гражданская война и скрываются сотни террористов всех мастей. При этом справедливости ради нужно отметить, что сказанное относится в основном к районам в центральной и южной части этой Исламской республики.

большой Памирский тракт

Восточный Памирский тракт на машине или на велосипеде: начало путешествия

Подобную поездку обычно начинают с города Хорога, который находится на территории Горного Бадахшана (Таджикистан) и является его столицей. Там есть небольшой аэропорт, способный принимать самолеты Як-40, хотя в основном туда летает маломестный Ан-28.

Так как перед посадкой приходится делать опасный вираж, рейсы в Хорог выполняются только при идеальной погоде. В городе путешественники могут передохнуть в гостинице, а также запастись провизией в местных магазинах и на традиционных базарах.

Дорога

После Хорога автомагистраль идет то вверх, то вниз. Через несколько десятков километров асфальтовое покрытие заканчивается. Вдоль дороги путешественникам встречаются пещеры буддистов и развалины старинных крепостей. Например, у небольшого кишлака Ямчун после поворота в горы им приходится преодолеть резкий подъем, ведущий к древним укреплениям, осмотр которых может доставить удовольствие любителям истории. Кроме того, неподалеку у них будет возможность сделать привал и окунуться в горячие минеральные источники, вода из которых помогает избавиться от болей в суставах и лечит бесплодие. По крайней мере, так утверждают местные жители, которые не рекомендуют принимать подобные ванны более четверти часа, во избежание проблем с самочувствием.

путешествие по Памирскому тракту

Где переночевать

У тех, кто решил проехать Памирский тракт на велосипеде или на автомобиле, не будет проблем с тем, где остановиться после захода солнца. Ночлег в тех краях им предложат в любом доме, так как местные жители крайне положительно относятся к туристам. При этом следует вести себя скромно и не пытаться диктовать свои правила. В частности, гостям нужно быть готовыми к тому, что им предложат лечь спать на полу и есть руками. В то же время люди, знакомые с местными традициями, утверждают, что будет неплохо, если утром путешественники в знак благодарности оставят гостеприимным хозяевам сумму из расчета 10 долларов с одного члена своей компании.

Памирский тракт на машине

Дорога до Аличура

После кишлака Лангар на протяжении 70 километров дорога проходит по пустынной местности, недалеко от которой находятся пики Карла Маркса и Энгельса высотой 6 723 и 6 507 м соответственно. Это один из самых сложных участков пути, который в зимний период практически невозможно преодолеть.

Далее вновь начнется основная асфальтированная трасса Памирской магистрали, откуда легко попасть на живописное озеро Яшил-куль. Рядом с ним на высоте 3 700 м находится поселок Булункуль, где можно будет отдохнуть в одном из гостевых домов. Вокруг озера есть также минеральные источники и небольшой гейзер.

Путь к озеру Каракуль

Начиная от поселка Аличур Памирский тракт проходит по территории проживания этнических киргизов, поэтому туристам будут встречаться юрты и люди в традиционных белых головных уборах. Через 80 км они проедут кишлак Мургаб, жители которого разводят яков, а через 25 км подъедут к минеральным горячим источникам Эли-Су. Рядом с ними расположены юрты с бассейнами, где гостям предлагают довольно комфортный отдых.

Далее дорога идет в направлении границы с КНР, а затем сворачивает к озеру Каракуль с холодной солоновато-горькой водой, которое окружено цепью гор и белых солончаков.

Памирский тракт на велосипеде

Путешествие по Памирскому тракту: Киргизия

Преодолев небольшой пропускной пункт, автомобилисты или велосипедисты покинут Таджикистан. Далее их путь будет проходить по территории Киргизии. Там туристам придется проехать самый плохой участок трассы, который практически непроходим в дождливую погоду из-за скользкой глины. Через несколько часов они окажутся в городе Ош, который является конечным пунктом Восточного Памирского тракта. Там путешественников ждет комфортный отдых и возможность воспользоваться всеми благами цивилизации, которых они были лишены в поездке. При желании они могут продолжить поездку и отправиться в Бишкек, расстояние до которого по автодороге М43 составляет 700 км.

Теперь вы знаете, что вас ожидает, если вы решите выбрать местом для своего велосипедного или автомобильного путешествия Большой Памирский тракт.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Как все здорово! завидую.... в прошлом году не удалось проехать весь маршрут.. а как нынче там с дорогами и мостами??? отремонтировали?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.