Функция гносеологическая в философии

У философии есть множество функций. Одна из основополагающих – гносеологическая. Она связана со способностью человека мыслить и постигать мир. Функция познания в философии - это, с одной стороны, сам алгоритм познания мира вокруг себя, а с другой – идеи и концептуальные теории, объясняющие эти механизмы.

Созерцание

Важнейшей частью всего философского учения является функция гносеологическая или функция познания. Ее исследовали еще в античную эпоху. Процесс познания можно разделить на три части – созерцание, представление и мышление. Без них невозможна функция гносеологическая. На начальном этапе познания совершается акт ощущения материи или предмета. В этот момент субъект контактирует с объектом (человек воспринимает что-то новое для него).

Созерцание богато на свежесть и полноту ощущений. В то же время оно остается самым скромным по степени осмысления. Первое ощущение крайне важно. В нем заключаются все мысли, представления и понятия человека о предмете. В качестве проводников могут использоваться разные органы чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха и вкуса. Этим разнообразием инструментов обуславливается многообразие возможных ощущений. Каждое из них представляет собой уникальное возбуждение со своей интенсивностью и качествами.

функция гносеологическая

Формирование образа

Второй ступенью созерцания является проявление внимания. Данная реакция интеллекта основывается на том, что все ощущения – разные. Из-за этого каждое из них вызывает уникальные эффекты. Функция гносеологическая, принадлежащая созерцанию, не могла бы существовать без способности человека проявлять внимание.

На третьем этапе формируется созерцание как таковое. При проявлении внимания ощущения перестают быть разрозненными и связываются между собой. Благодаря этому интеллект получает возможность созерцания в прямом смысле этого понятия. Так, человек превращает ощущения в осмысленные чувства и создает на их основе целостный зримый образ. Он отделяется от самого предмета и становится самостоятельным представлением о предмете.

гносеологическая функция философии состоит в том что философия

Представление

Представление – это усвоенное человеком созерцание. Между этими двумя процессами есть принципиальная разница. Для созерцания человеку необходимо присутствие предмета, в то время как для представления такой необходимости нет. Для того чтобы воссоздать некий образ в своем сознании, человек использует собственную память. В ней как в копилке находятся все представления индивида.

Первым происходит акт припоминания. Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия помогает уяснить механизмы познания. Воспоминания являются важным материалом для воссоздания образов, на основе которых начинается мышление. На этой последней стадии человек и приобретает новые знания. Но получить их без определенного представления невозможно.

Воображение

Когда образы попадают в человеческую сферу представления, они избавляются от всевозможных реальных связей, характерных для них в окружающем мире. На этом этапе используется новый инструмент – воображение. С помощью уже имеющихся образов интеллект может создавать нечто абсолютно новое, отличное от первоначального материала. У способности воображения есть свои корни. Она появилась благодаря отличию и схожести окружающих предметов. Разные образы дают пищу для воображения. Чем их больше, тем уникальнее может получиться результат.

Воображение отличается воспроизводящей силой, с помощью которой человек вызывает образы на поверхность собственного сознания. Кроме того, этот механизм работает, основываясь на умении строить ассоциации. Наконец, у воображения есть творческая сила. Она воспроизводит знаки и символы, используя которые, человек выносит новые образы из своего сознания во внешний мир.

Сторонники философской теории сенсуализма придавали большое значение ассоциирующей силе воображения. Изучением этого феномена занимались Джон Локк и Джордж Беркли. Они считали, что существуют определенные законы ассоциаций идей. В то же время им оппонировал Гегель, утверждавший, что воображение действует согласно другим правилам. Он защищал идею о том, что уникальность ассоциаций связана только с индивидуальными особенностями каждого конкретного человека.

гносеологическая функция философии

Символы и знаки

Для выражения собственных субъективных представлений человек применяет образы предметов. Так он создает символы. В качестве примера можно привести образ лисы, который означает хитрое поведение. Как правило, у символа есть только одно свойство, соответствующее представлению человека. Все остальные его особенности не учитываются.

Но далеко не все представления можно выразить с помощью символов. Человеческое воображение часто создает такие образы, которые никак не соответствуют реальным предметам. В таком случае используются знаки. Символы основываются на природных и общеизвестных свойствах окружающего мира. Знаки никак не привязаны к этим особенностям, они могут быть хаотичным и нелогичными.

Мышление

Философские школы предлагают разные гипотезы, концептуальные подходы и теории о том, может ли человеческое мышление познать окружающий мир. На этот счет есть как оптимисты, так и пессимисты. Сторонники гностицизма полагают, что люди могут получить истинные непреложные знания. Для этого человек использует мышление. У данного процесса есть несколько непреложных атрибутов. В первую очередь это его вербальный характер. Слова составляют ткань мысли, без них мышление и сама функция гносеологическая попросту невозможны.

Рассуждения человека имеют форму и содержание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой. Первоначально мышление осуществляется только согласно форме. Это значит, что человек может произвольно пользоваться собственным словарным запасом и строить из слов любые конструкции, даже если в них нет никакого смысла. Например, сравнить кислое и зеленое. Истинное мышление зарождается в тот момент, когда человек обращает этот инструмент к содержанию представления о предметах.

гносеологическая функция политологии

Предметы и их понятия

Важнейшая гносеологическая функция философии состоит в том, что философия подчеркивает – мир можно и нужно понять. Но для этого необходимо освоить данный природой человеку инструментарий. К нему относится как созерцание, так и воображение. А мышление является ключевым инструментом. Оно необходимо для постижения понятия предмета.

О том, что скрывается за этой формулировкой, спорили философы разных поколений и эпох. На сегодняшний день гуманитарная наука дала четкий ответ – каждый предмет состоит из множества элементов. Для его познания необходимо выявить все части, а после этого сложить их в единое целое. Но даже отдельные предметы или явления не существуют изолированно от остального мира. Они составляют организованные и сложные системы. Ориентируясь на эту закономерность можно сформулировать важное правило познания мира. Для того чтобы понять сущность предмета, необходимо изучить не только его, но и ту систему, к которой он принадлежит.

гносеологическая функция политологии заключается

Анатомия мышления

Мыслительная деятельность состоит из трех ступеней: рассудка, суждения понятия и разума. Все вместе они образуют стройный процесс, позволяющий человеку производить новые знания. На этапе рассудка мышление представляет предмет. На ступени сужения понятия оно анализирует представление об объекте познания. Наконец, на этапе разума мышление приходит к определенному выводу.

Гносеологическая функция философии и процесс познания интересовали многих философов. Однако наибольший вклад в современное понимание этих явлений внес Иммануил Кант. Ему удалось указать две крайние степени деятельности мышления: разум и рассудок. Его коллега Георг Гегель определил срединный этап суждений понятия. Задолго до них классическую теорию познания в своих трудах изложил Аристотель. Он стал автором важного тезиса о том, что сущее можно воспринимать чувствами или постигать умом, а также мысли о том, что имя (понятие) приобретает смысл только благодаря человеку, так как от природы не существует никаких имен.

Составные части познания

Созерцание, представление и мышление дали человеку возможность использовать три способа выражения его собственных знаний об окружающем мире. Созерцание может принять форму уникальных произведений искусства. Образное представление стало фундаментом для рождения религии и соответствующей картины мира. Благодаря мышлению у человечества есть научные знания. Они выстроены в стройную единую систему.

Мышление имеет еще одну удивительную особенность. Понятия предметов, постигнутые с его помощью, становятся его же собственным инструментом и достоянием. Так человек воспроизводит и накапливает знания. Новые понятия появляются на основе уже полученных и обобщенных. Мышление может теоретически преобразовывать представления человека о предметах.

гносеологическая функция политологии заключается в определении

Познание в политологии

Гносеологическая функция может заключаться как в собственно познании человеком действительности вообще, так и в определенных видах деятельности или научных дисциплинах. Например, определенное познание есть в философии и политологии. В таких случаях это понятие приобретает более ощутимые границы. Гносеологическая функция политологии проявляется в том, что эта дисциплина призвана разъяснить политическую реальность.

Наука раскрывает ее связи и характеристики. Гносеологическая функция политологии заключается в определении политической системы государства и общественного строя. С помощью теоретических инструментов можно отнести властный аппарат к тому или иному типовому шаблону. Например, всем известны такие понятия, как демократия, тоталитаризм и авторитаризм. Гносеологическая функция политологии заключается в том, что специалисты могут охарактеризовать власть согласно одному из этих терминов. При этом происходит анализ основных элементов государственной машины. К примеру, исследуется состояние парламента, его независимость от исполнительной власти и степень влияния на законотворческий процесс.

гносеологическая функция политологии заключается в

Анализ знаний и новые теории

Только гносеологическая функция политологии в итоге дает ответ на вопрос о том, в каком положении находятся государственные институты. За несколько столетий своего существования эта наука создала несколько универсальных способов познания в своем узком теоретическом поле. Хотя сегодня существует огромное количество государств, все они функционируют согласно принципам, выделенным и определенным еще в XIX-XX вв.

Гносеологическая функция политологии — это еще и способ систематизировать выводы и предложить идеальный государственный строй. Поиск утопии на основе удачного и неудачного опыта прошлых поколений продолжается и сегодня. Отчасти гносеологическая функция политологии заключается в том, что на основе выводов ученых строятся разные теории о будущем государства и его отношений с обществом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.