Гуманитарная наука и дискуссии о ее роли в ХХ веке

Дискуссии об истине, популярные в ХХ столетии, породили вместе с проблемами и новые антиномии. Открытие психоанализа позволило превратить его из методики лечения в философско-психологическую доктрину о соотношении сознательного и бессознательного в человеке.

Гуманитарная наука
Подход прагматизма разбил традиционное понимание истины, поскольку считал, что правдивость всякой теории состоит в ее «трудоспособности», то есть в том, насколько она годна в личном опыте. Но наиболее популярной стала философия науки и техники, которая поставила во главу угла глобальные проблемы, порожденные НТР. Камнем преткновения между различными школами мышления стала гуманитарная наука.

Аналитическая философия заняла безапелляционную рационалистически-сциентистскую позицию. Она заявила, что научное знание является единственно возможным. Логический позитивизм в лице Рассела, Карнапа, представителей Венского кружка использовал аппарат математической логики для создания особого языка. Он должен был оперировать исключительно с верифицируемыми понятиями. Из них можно строить непротиворечивые логические конструкции, которые «можно терпеть» в качестве теорий. Понятно, что традиционная гуманитарная наука при таком подходе оказывалась как бы за бортом. Но и это еще не все. Теория «языковых игр» Витгенштейна и его последователей также обосновала несовместимость естественных и математических дисциплин с «науками о духе».

Гуманитарные науки
Наиболее ярко данная тенденция выразилась в концепции Карла Поппера. Он счел гуманитарные науки исключительно прикладными и фактически отказал им в праве на теорию. При этом автор «открытого общества» исходил из двух причин. Во-первых, всякая систематизация в гуманитарной сфере является слишком субъективной, а во-вторых – эти науки заражены «холизмом», который заставляет их не описывать факты, а искать некую несуществующую целостность. Кроме того, они нерациональны. Поэтому Поппер атаковал прежде всего специфику этой области человеческого знания. Гуманитарная наука - обвинял философ - интеллектуально безответственна. Она основана на иррациональных чувствах и страстях, которые ослепляют, разъединяют и мешают дискуссиям.

Однако все эти процессы не помешали и популярности противоположного отношения к гуманитарным наукам. Этот подход сформировал облик ХХ столетия в не меньшей степени, что и Поппер. Речь идет об основателе философской герменевтики Гансе-Георге Гадамере. Соглашаясь с тем, что всякая естественная и гуманитарная наука фундаментально различаются между собой по способу интерпретации, философ счел это не негативным, а позитивным явлением. В математике, физике, биологии теория создается согласно методологии.

Роль гуманитарных наук
А последняя появляется вследствие познания закономерностей и казуальных (причинно-следственных) связей. А вот роль гуманитарных наук состоит в том, что их истина ближе к реальной жизни, к людям и их чувствам. Для теории естественных дисциплин главное – это соответствие фактам. А для гуманитарных наук, например, истории – во главу угла становится очевидность, когда сущность события сама снимает свой покров.

Гадамер одним из первых возвращается к позитивной окраске понятия «авторитет». Именно это делает «науки о духе» тем, чем они есть. В этой области мы ничего не можем знать без помощи предшественников, и потому традиция для нас играет очень большую роль. Наша рациональность только помогает нам самим избрать авторитет, которому мы доверяем. А также традицию, которой мы следуем. И в этом единстве настоящего и прошлого и состоит роль гуманитарных наук.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.