Герменевтика – философия или искусство понимания?

Традиционно герменевтикой называют теорию и практику истолкования текстов, которая развивалась в исторической и филологической науке с XVIII века (Г. Мейер, Х. Вольф, и т.д.). Затем она стала приобретать более универсальный характер. Фридрих Шлейермахер разработал ее как общую теорию интерпретации, а Вильгельм Дильтей – как фундамент знания гуманитарных наук. Однако если Шлейермахер настаивал на традиционных, грамматически-лингвистических способах истолкования, то для Дильтея герменевтический метод - это, прежде всего, искусство понимания.

В ХХ веке из метода интерпретации текстов герменевтика превратилась в философию, в основном благодаря феноменологии Гуссерля и работам Мартина Хайдеггера. Если Гуссерль первичной реальностью в познании считает не «дух» или «материю», а «жизненный мир», то Хайдеггер, используя учение Гуссерля, стал утверждать, что для истории и культуры таким жизненным миром является, по большому счету, язык. В своих поздних работах Хайдеггер пишет о том, что язык формирует предназначение бытия, что не мы говорим на языке, а скорее, он говорит с нашей помощью. Продолжая традицию Дильтея, Хайдеггер определил, что такое философская герменевтика. Это герменевтика языка, поскольку в нем заложено то, с помощью чего возможно понимание как таковое, что, в свою очередь, приводит к «прорыву к истинному бытию, жизни и мышлению».

Все это определило дальнейшее развитие такого феномена, как герменевтика. Философия, в которую она трансформировалась, поставила вопрос о том, каким образом возможен процесс понимания мира, какое место в этом процессе занимает «открытие истины бытия». Это блестяще было сделано ее ведущим представителем Гансом-Георгом Гадамером. Интерпретируя историю и бытие человека, герменевтика стала претендовать на место философии, объясняющей смысл жизни, искусства и истории, охватывая опыт и отдельного человека, и общества, и традиции, и разрыва с ней. Если для П. Рикера герменевтическая диалектика объяснения и понимания является философским искусством интерпретации окружающего нас мира, для Ю. Хабермаса – методом преобразования общества, то для Гадамера – самой универсальной философией современности.

Самая известная работа Гадамера – «Истина и метод» - в своем названии словно скрывает фундаментальные основы того, что такое герменевтика. Философия понимания, изложенная в этом труде, доказывает существенное отличие интерпретации между естественными и математическими науками с одной стороны, и социальными и гуманитарными - с другой. Теоретические концепции естественных и математических наук основываются на формальной методологии, базирующейся на индукции и дедукции, гипотезах и верификации, изучении повторяющихся закономерностей. Гуманитарные же науки устремлены к поиску истины, а не сосредоточены на методологии. А истина - это не теория, это правда жизни - той, где действуют живые люди.

Используя терминологию Хайдеггера, Гадамер дает ответ на вопрос о том, что такое гуманитарные науки и какова их специфика. Огромную роль у него играет понятие традиции. Это для него одна из форм авторитета, ведь никто не может ничего знать без помощи предшественников. Но традиция не может существовать без языка. Она передается его посредством. Кроме того, с помощью языка формулируют опыт человека, высказывают и придают ему форму. Познание также обусловлено наличием языка. В изложении Гадамера, герменевтика - философия понимания - доказывает, что оно является неотъемлемым свойством языка. Но многозначность его приводит к тому, что тексты должны быть истолкованы герменевтически, для того, чтобы понять все их смыслы.

В философии Гадамера существует еще одна, даже более фундаментальная категория, чем язык – это игра. Она лежит в основе глубинного способа человеческого бытия и делает возможным процесс познания. Кроме того, язык и понимание как таковые тоже основаны на игре. Ведь она, как считает Гадамер, не является производным от личности, и не содержит в себе интереса – она самостоятельна и самодостаточна, как «вещь в себе». Игра является настоящим субъектом – она втягивает в себя игроков, получая в них воплощение. Недаром игры называют «захватывающими» - они действительно захватывают участников.

Таким игровым процессом является эстетическое созерцание произведения искусства, чтение книги, понимание истории. «Эстетическое переживание, катарсис, историческое исследование,- подчеркивает Гадамер, - обещают особое, лишенное прагматического интереса наслаждение».

Можно сказать, что герменевтика, философия и теория познания в гуманитарных науках, говорит о том, что понимание, приближающееся к игровому, позволяет приблизиться к истине. Опыт герменевтики, как и опыт искусства и религии, основывается во многих случаях на интеллектуальном созерцании, на интуиции. Герменевтическое искусство понимания, руководимое интуицией, позволяет постичь смысл текста как такового. Причем учитывается не только то, что хотел сказать автор, но и то, в каком контексте создан текст, и что он несет. А это возможно благодаря таким категориям, как здравый смысл, личный опыт, открытие внутренней логики с помощью своего рода перевоплощения, «диалога» с текстом. Такое познание «изнутри» позволяет постичь как явление социума и культуры, так и проблемы бытия человека.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.