Любое взаимодействие с миром начинается с процесса его постижения, в философии подразделяемого на различные дополняющие друг друга формы познания. Выделяют множество подвидов, однако к основным относится чувственное познание (иногда называемое созерцанием, хотя это не совсем верно) и мысленный анализ.
В целом, познание является совокупностью методов получения новых знаний об окружающей реально существующей действительности, о предметах и процессах. Необходимость познания объясняется по-разному, в зависимости от точки зрения самого инициатора. К примеру, в средние века конечной целью данного процесса считалось получение способности управлять природой, корректировать законы мироздания. В современном же мире благодаря научным открытиям стало понятно, что непосредственно достичь такой власти невозможно. Поэтому все формы познания устремлены к обретению истины. Это является логичным развитием мировоззрения человека.
Существует разделение на основные формы познания – научное и ненаучное, которые, в свою очередь, состоят из множества подвидов. Одна из самых доступных форм – познание с помощью чувств. При ее использовании объективная реальность регистрируется органами чувств человека непосредственно или с помощью приборов. На основании результатов недавних исследований квантовой физики, в философии все чаще встречается убеждение, что даже такое познание воздействует на изучаемый предмет (процесс).
Существует три формы познания с помощью чувств – представление, восприятие и ощущение. Ключевая особенность ощущения состоит в его субъективности. Другими словами, два наблюдателя могут по-разному воспринимать действительность. Причем не нужно в данном случае путать такие понятия, как «субъективность» и «субъективизм», так как речь не идет об искаженном отражении реальности. К ощущениям относятся следующие: вкус, слух, зрение, обоняние, осязание. Сюда же приписывают ощущения вибрации, ускорения, температуры и пр.
Восприятие является продуктом деятельности мозга. Данные, поступающие от различных рецепторов, формируют целостный образ явления или предмета. К примеру, дождь не воспринимается как отдельные составляющие (капли, ветер, пасмурно).
Следующая ступень чувственного познания – это представление. Оно является синтезом ощущения и восприятия. Наблюдателю нет необходимости все время непосредственно взаимодействовать с изучаемым предметом. На основании ранее полученных данных мысленно выполняется обобщение и строятся предположения. Например, зная устройство современного мира, можно представить его вид в прошлом или будущем.
Одна из форм постижения действительности – религиозное познание. Отправной точкой его является Бог. Чаще всего принимается на веру факт его единства. Цель такого познания – достижение лучших условий жизни в будущем мифическом мире. Часто религия связана с самопознанием человека.
В современном обществе особую важность приобрело научное познание. Оно позволяет получать объективное представление о процессах действительности. Задачи его следующие: описать, объяснить, и предсказать. Различают следующие уровни научного знания: рациональный (или теоретический) и чувственный. В свою очередь, за последним закрепилось определение «эмпирический». Постановка экспериментов и непосредственное наблюдение – это и есть путь эмпирического познания. Далее, на основании полученного эмпирическим путем знания выполняется обобщение и создаются теории, гипотезы, следуют попытки предсказания. Теоретический способ познания не может давать знаний об истине в чистом виде, так как для объяснения используются поясняющие модели, имеет место та или иная форма чувственного восприятия.