Объективная реальность

 

Человек воспринимает мир субъективно, с помощью своих собственных ощущений, которые порой бывают обманчивы. Нам кажется, что поверхность Земли плоская, сама она – неподвижна, а Солнце обращается вокруг Земли. Но знания, полученные ещё в школе, говорят нам об обратном. Не Солнце «всходит и заходит», а Земля вращается вокруг собственной оси, что создаёт иллюзию восхода и захода Солнца. Наблюдаемые нами восход и заход - есть субъективно воспринимаемая нами объективная реальность.

Философы (материалисты и объективные идеалисты, в отличие от субъективных идеалистов) объяснят нам, что мир существует независимо от сознания субъекта, его воспринимающего.

Объективная реальность для материалиста – это нечто, некий механизм, работающий сам по себе в соответствии с законами природы. Представители агностицизма полагают, что она непознаваема в принципе. Материалисты считают, что мир познаваем, но этот процесс бесконечен в своём приближении к истине. И только субъективные идеалисты (солипсисты) доказывают нам, что объективная реальность не существует вообще, а есть только комплекс наших ощущений, восприятий, представлений о мире. И это есть истинная реальность, по их мнению.

Реальность и действительность – понятия рядоположенные, но различающиеся по смыслу.

Реальность (в переводе с латинского – «действительный», «вещественный») - это то, что существует независимо от субъекта, она может быть возможной и действительной.

Категория же действительности выражает аспект непрерывного движения, постоянного изменения. Действительность - это бытие сущего в действии. Именно так объективная реальность себя и обнаруживает.

У Аристотеля понятия energeia («энергия») и entelechia («законченность», «осуществленность») достаточно близки, то есть если немного упростить его сложные построения, то можно увидеть, что он сближает сущность и движение. Мировосприятие через энергию, движение мы можем найти в немецкой классической философии, в протестантской этике, в гегелевской диалектике, а также в феноменологии. Немецкий философ М. Экхарт вводит понятие wirklichkeit («действительность») как перевод с латинского языка - действенный. Заметим, что в немецком языке, как и в русском, категория действительного содержит элемент действия, в латинском и греческом языках она сближается с истинностью, а в английском и французском – с реальностью. Если рассматривать социальную действительность, то компонент действия там оказывается весьма важным и существенным, поскольку она конструируется, созидается людьми.

Физическая реальность – это понятие, которое характеризует первичная эмпирическая основа естественно-научных теорий. Эта первооснова может различными способами фиксироваться и моделироваться, представляться на различных уровнях процесса познания. Сам термин «физическая реальность» был введен Альбертом Эйнштейном. Эта категория, с одной стороны, связана с содержанием понятия «объективная реальность», под которым учёные понимают физический мир, а с другой стороны - с категориями субъекта и объекта познания.

Следовательно, физическую реальность можно определить на уровне наблюдений и эксперимента. Например, как проявление явлений микромира в макрообъектах, что можно зарегистрировать органами чувств исследователя-экспериментатора и специальными устройствами. После чего эту же физическую реальность рассматривают на разных уровнях её проявления - эмпирическом и теоретическом. Физическая реальность на эмпирическом уровне может быть представлена некоторыми обобщениями, систематизацией данных, а на теоретическом - логическими реконструкциями результатов в виде физических теорий и моделей исследуемой реальности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.