В литературе и публицистике порой встречаются фразы и устойчивые выражения, значения которых может быть не совсем ясно читателю. Все мы слышали такие выражения, как "стреляный воробей", " сизифов труд", " тришкин кафтан". Всегда ли и всем понятно, о чем идет речь? Например, что такое "камень преткновения"? Данное выражение встречается достаточно часто. Что же имеется в виду?
Чтобы объяснить значение слов и отдельных выражений, следует вспомнить понятие фразеологизма. Это сложные по составу (то есть состоящие из двух и более слов) устойчивые выражения ("вверх тормашками", "спустя рукава", "кот наплакал"). Вся совокупность этих выражений называется фразеологией.
Фразеологией также называется наука, изучающая такие сложившиеся сочетания слов с устойчивым смыслом. Название науки произошло от греческих слов phrsis (выражение) и logos (учение). Фразеология изучает состав и структуру фразеологизмов, их происхождение. Так, уже упомянутое выражение "камень преткновения", значение которого не всегда для всех может быть очевидным, происходит из Библии. Встречается оно как в Ветхом, так и в Новом Завете. Как говорит нам Писание, камень преткновения был положен Господом в Сионе, и все неверующие и не соблюдающие праведные законы спотыкались об него.
На церковно-славянском языке "споткнуться" звучит как "приткнуться". Отсюда и "камень преткновения". Это достаточно редкий случай, когда взятая из Библии фраза вошла в повседневную речь именно в первоначальном значении.
Другие фразеологизмы пришли к нам из обихода, будучи свободными словосочетаниями и постоянно употребляясь в переносном смысле. Причем заимствованных из других языков среди них относительно мало, большинство фразеологизмов имеют исконно русское происхождение. Часть из них связана с культурой и бытом русских людей, повседневными обрядами и традициями. Например, "топорная работа" или "небо с овчинку".
Другие возникли из пословиц и поговорок ("стреляный воробей", "собаку съел" и т. п.) или из художественных произведений ("медвежья услуга", "тришкин кафтан"). Из старославянского языка пришли выражения " соль земли", "фома неверующий", "манна небесная", тот же самый "камень преткновения". Из мифов других народов появились "прокрустово ложе" и "авгиевы конюшни".
По сравнению с лексическими единицами фразеологизмы имеют ряд особенностей. Прежде всего, они всегда имеют сложный состав, причем отдельные компоненты не сохраняют самостоятельного значения ("ломать голову"). Предложно-падежные сочетания ("под мышкой") к фразеологизмам не относятся.
Во-вторых, фразеологизмы являются семантически неделимыми, то есть имеют один общий для всего выражения смысл. Часто этот смысл может быть выражен одним словом ("мало" - вместо "кот наплакал", "навзничь" - вместо "вверх тормашками"), но не всегда. Например, "сесть на мель" - попасть в тяжелое положение, и т. д.
Кроме того, фразеологизмы отличаются постоянством состава. Заменять их компоненты синонимами нельзя (например, сказать "раскинуть головой" вместо "раскинуть умом" или вместо "кот наплакал" - "котенок наплакал"). Правда, и здесь бывают исключения ("всем сердцем" - "всей душой"), но их число невелико.
Фразеологизмам присуща воспроизводимость и предсказуемость, то есть они употребляются в речи такими, какими закрепились у нас в памяти. Сказав "закадычный", мы всегда добавим "друг", а не что-либо иное. Не допускается в составе фразеологизмов менять грамматическую форму слов, например, множественное число на единственное ("точить лясу"). Нельзя переставлять слова и менять местами.
Ряд фразеологизмов наряду с полной формой имеет усеченную ("семь раз отмерь..."). Это обычно длинные и сложные по составу фразы, представляющие собой целые пословицы и поговорки. Сокращенный вариант обычно применяется в разговорной речи для удобства, если смысл и так понятен.
Полное объяснение значения большинства имеющихся фразеологизмов приводится во фразеологическом словаре.