В компании, где задействованы транспортные средства, всегда необходимо учитывать расходы на их эксплуатацию. В статье рассмотрим, какие траты должны быть предусмотрены на горюче-смазочные материалы (или ГСМ). Норма расхода обычно рассчитывается специалистом, знающим все нюансы.
Этот вопрос стал еще более актуальным тогда, когда цены на ГСМ стремительно потянулись вверх. На предприятиях стали осваивать новые нормы расхода ГСМ и пытаться найти инструменты контроля за оборотом горюче-смазочных материалов, а также возможности свести их к минимуму, сохранив при этом эффективность деятельности компании.
Основы нормирования
Нормирование расходов — это сравнение затрат на разные ГСМ с теми, которые списаны фактически. Для этого механизма имеются две технологии.
Первая основывается на информации об использованном топливе по факту. Если все же будут учитываться базовые нормы расхода топлива, то остатки бензина должны быть подтверждены детально.
Вторая технология основывается на тех нормах, которые утвердил руководитель предприятия с учетом модели автомобиля, его степени износа и особенностей эксплуатации. Тут надо еще отметить то, что и при списании применяются нормы расхода, установленные Министерством транспорта.
Оптимальный вариант
Естественно, будет проще применять нормы расхода ГСМ Минтранс. Но многие компании предпочитают утверждать свои собственные. В подавляющем большинстве случаев разработкой своих нормативов занимаются компании, где используется много ТС. Эта работа является далеко не самой простой, как может показаться на первый взгляд.
Сначала руководитель подписывает указ о проведении замеров расхода топлива по всем имеющимся маршрутам следования, с учетом разных условий.
После проведенных замеров для каждого участвующего автомобиля оформляется соответствующий акт.
На основе этого издается приказ о нормах расхода ГСМ внутри компании. Данные заносят в положение о контроле над расходом горюче-смазочных материалов.
Чтобы со стороны налоговых органов не было лишних вопросов, необходимо подтвердить, что нормы, зафиксированные в учетной политике, приняты в соответствии с реальными условиями эксплуатации транспорта и состоянием используемых ТС. Подробный расчет и учет ГСМ на предприятии бывает достаточным для того, чтобы проверяющие органы понимали, что эти траты являются обоснованными. В остальном же те нормы, которые предлагает Министерство транспорта, вполне можно использовать в работе в качестве базы.
Что учитывается?
Для того чтобы списать в конкретном случае ГСМ, норма расхода должна быть обоснована экономически. Налоговые инспекторы подразумевают под этим то, что расход фактический должен соответствовать тем нормам, которые утверждены в этой же компании. Это касается в том числе и тех организаций, которые работают по упрощенной схеме налогообложения.
Минтранс
В Министерстве транспорта при разработке норм учли и некоторые особенности при эксплуатации.
Так, зимняя норма расхода топлива составляет от 5-ти до 20-ти процентов в зависимости от климата.
На дорогах в горной местности предполагается до 20 %, в зависимости от высоты над уровнем моря.
На разных дорогах со сложным планом повышенный расход может составлять до 30 %.
В условиях города также бывают ситуации, когда расход увеличивается до 25 %.
При частых остановках транспорта предусматривается 10 %.
При транспортировке тяжелых, больших, опасных или же хрупких грузов, когда автомобиль вынужден двигаться на малой скорости, предусматривают до 35 % перерасхода.
При работе кондиционера или режима «климат-контроль» - до семи процентов.
Так, чтобы нормы расхода ГСМ на автомобили регулировались в полной мере, необходимо предусматривать различные режимы их применения в зависимости от конкретных условий эксплуатации.
Программы
Сегодня, наверное, при ведении любого вида бизнеса используется ПО с соответствующей специализацией. Особенно это актуально для тех компаний, в которых стремятся оптимизировать процесс таким образом, чтобы получать лучший результат при минимальных затратах усилий.
Так, при эксплуатации автомобиля учет ГСМ на предприятии может производиться с помощью обычной программы Exel. Однако для обеспечения наиболее удобного контроля потребуется специализированное ПО. Утилиты позволят автоматизировать процесс поступления и расхода ГСМ по всем используемым предприятием транспортным средствам и контролировать с максимальной точностью отклонения фактических затрат от тех, что входят в нормы расхода ГСМ (Минтранс или разработанных непосредственно в компании).
Что делать при перерасходе?
Отчетность принесет реальную пользу лишь тогда, когда будут сравниваться показатели предыдущие и будущие. При установлении конкретного факта значительного превышения ГСМ ситуация должна быть подробно проанализирована. Целью является выявление причин, которые привели к такому результату. На их основании и принимается решение по данному вопросу.
Воровство или другая причина?
Когда уровень ГСМ (норма расхода) существенно превышен, это не всегда свидетельствует о воровстве. Иногда при детальном рассмотрении разработчики приходят к выводу о необходимости пересмотра норм. К примеру, грузовики тратят различное количество топлива, в зависимости от состояния загруженности и условий работы.
Кроме того, во внимание иногда нужно принимать и другие внешние и внутренние факторы, например, особенности используемой дороги и многое другое.
Выяснение причины
Чтобы докопаться до причины, во-первых, нужно, чтобы водитель написал объяснительную, где бы обосновал превышение расходов. В зависимости от выводов, сделанных на основании предоставленного документа, принимается решение о том, учитывать с превышением расход топлива и ГСМ-нормы в налогообложении прибыли или все-таки лучше списать затраты в счет собственных средств компании. Если же будет выявлен недобросовестный расход, то он, естественно, списывается непосредственно с водителя.
Так, в компаниях осуществляется расчет ГСМ, норма расхода которого берётся в талоне, и далее определяется экономия или перерасход. Горюче-смазочные материалы всегда можно списать как фактические затраты. Однако они будут считаться обоснованными лишь в том случае, когда не превышают установленные компанией или утвержденные Минтрансом базовые нормы расхода топлива.
Порядок списания
Необходимо точно решить, каким образом будет производиться учет приобретенного топлива. Чаще всего водители сами покупают его на заправочных станциях при необходимости, на что им специально выделяются деньги. Затем они предоставляют авансовый отчет об этом вместе с приложенными чеками с автозаправочных станций.
Другой вариант может предусматриваться тогда, когда компания заключает договор с какой-то сетью автозаправочных станций. Тогда бензин будет оплачиваться по безналичному расчету. В этом случае в конце месяца будет присылаться подробная информация о том, сколько бензина и по какой цене было отпущено по предоставленным водителями талонам или картам. Специально для такого учета иногда целесообразно открывать специальный счет.
Далее следует продумать политику списания горюче-смазочных материалов. Чаще всего нормы расхода ГСМ (Россия) предполагают списание топлива в бухучете на общехозяйственные нужды, а также на производство. Выбор в данном случае зависит от рода деятельности организации, а также от вида используемого транспорта.
Путевые листы
ГСМ списывается на основе данных, представленных в путевых листах. Именно они являются документами, которые заполняются водителями и по которым выясняется, были ли соблюдены нормы расхода ГСМ (Минтранс РФ или те, что разработаны в компании).
Министерством транспорта предписывается указывать на документах точный маршрут и километраж, объем имеющегося топлива на момент начала пути и в его конце. Определяемая разница по параметрам покажет произведенный фактический расход, который затем списывается. Это делается по себестоимости, средней цене или технологии ФИФО. В последнем случае технология должна быть отражена в учетной политике. Следует учесть, что метод качественно отличается от того, как списываются другие материалы.
Путевые листы оформляются на один день, смену или заказ. Более длительный срок может быть предусмотрен лишь в случае командировки, когда задание выполняется более одной смены. Однако законом такое предписание обязательно для выполнения только автотранспортными организациями. Если же компания осуществляет иную предпринимательскую деятельность, путевые листы вполне могут выписываться и на более длительный срок, в зависимости от необходимости. Однако период (как и форма) путевого листа должны быть изначально регламентированы руководителем компании.
Налогообложение
При расчете налога на прибыль ГСМ прописывается или в материальных затратах, или в прочих расходах, которые необходимы для содержания транспорта. В Налоговом кодексе не предписывается необходимость нормированных соответствующих расходов. Поэтому они вполне могут списываться в размере фактических затрат.
В то же время нельзя забывать о том, что расходы должны быть обоснованными. Поэтому для более эффективного контроля рекомендуется использовать специальную таблицу, в которой будут отражаться нормы.
Для этой же цели следует прописать, по какой статье будет производиться учет: по материальным или по другим, и как именно обеспечится контроль над расходами горюче-смазочных материалов.
Нормы: применять или не применять?
Решая вопрос о том, использовать или нет нормы, определенные Министерством транспорта, нужно понимать, что они были разработаны для определенных автомобилей и при определенных условиях. Но, например, зимняя норма расхода ГСМ будет существенно отличаться от предписанной изначально. Также имеет значение наличие светофоров, необходимость технических остановок и прочее.
Поэтому, как правило, на практике получается, что разработанные нормы значительно отличаются от реальных условий. Когда учитывается низкая температура воздуха, малая скорость езды, например, в городских пробках и необходимость периодических остановок и многие другие факторы, то становится понятным, что предлагаемые изначально нормы будут существенно превышены.
С другой стороны, они вполне могут быть взяты за базу, и их данные будут потом скорректированы с учетом реальных внутренних и внешних факторов эксплуатации транспортных средств.
В заключение можно отметить, что точный учет, куда входят разные условия, например, зимняя норма расхода топлива и другое, обеспечиваются правильными документацией и документооборотом, которые установлены в компании.