Иван Николаевич Крамской создал два портрета великого русского поэта. Работы были написаны в тяжёлое время, в гнетущей трагической обстановке последних месяцев жизни Некрасова. Оба они считаются одними из лучших в галерее портретных образов, которую за свою долгую творческую жизнь создал Крамской.
Портрет Некрасова изначально был заказан Павлом Третьяковым для своего собрания, однако впоследствии подтолкнул Крамского к написанию большой картины.
Первый портрет: история создания
Зимой 1877 года состояние Николая Алексеевича Некрасова начало стремительно ухудшаться. Тяжело больной поэт практически не вставал с постели, не в силах писать он надиктовывал свои последние произведения. Третьяков, понимая, что дни народного певца сочтены, срочно заказывает Крамскому его портрет. Некрасова художник хотел изобразить именно так, как он увидел его в эти печальные дни: лежащего на подушках в постели, окружённого любимыми вещами и предметами, напоминающими о его творчестве и неизлечимой болезни.
Эта идея Третьякову не понравилась. Меценат и коллекционер посчитал, что такое изображение омрачит героический образ народного поэта. По настоянию заказчика Крамской написал обычный погрудный портрет, классический по композиции, изобразив Некрасова сидящего прямо, с головой вполоборота, со скрещенными на груди руками.
Заказчик был доволен портретом, но не сам художник. Общение с поэтом в дни работы над картиной произвело на Крамского неизгладимое впечатление. Уже тогда он решился на создание второго полотна, на котором отобразил совсем иной образ поэта.
Второй портрет Некрасова
Эта работа получила название «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»». Довольно большое полотно в буквальном смысле составлено из нескольких мелких частей, как мозаика.
Причиной для написания картины послужила всё больше усугубляющаяся болезнь поэта. Каждая встреча давалась ему с большим трудом. Ради сеанса 10-15 минут Крамской нередко ждал целый день. В результате с натуры была написана только голова Некрасова, остальные же части картины художник дописывал уж в мастерской.
Портрет Некрасова на постели получился одновременно масштабным и камерным. Крамской в этот раз изобразил писателя именно так, как задумал изначально, написав не просто портрет, а создав героический образ поэта, отдающего творчеству свои последние дни.
Ошибочная датировка или тайный знак
Второй портрет сам Крамской подписал датой 3 марта 1877 года. На самом деле художник заканчивал картину в мастерской уже после смерти поэта, и датируется она 1878 годом. Однако дата, выведенная Крамским, для него самого и для умирающего Некрасова стала особенной. Именно в этот день поэт надиктовал своё знаменитое стихотворение «Баюшки-баю». Восторженный Крамской считал это произведение лучшим, и последний портрет Некрасова символично отсылает зрителей ко дню создания стихотворения.