Сэр Альфред Хичкок — британский и американский мастодонт кинорежиссуры, постановщик, сценарист, продюсер. Его не имеющие аналога киноработы «Леди исчезает», «39 ступеней», «Тень сомнения», «Ребекка», «Головокружение», «Окно во двор», «Птицы» и непревзойденный «Психо» неумолимо изменили жанр триллера. Маэстро, подобно кукловоду управляя нитями зрительских эмоций, создал уникальный авторский стиль, за что и был назван мировой кинообщественностью мастером саспенса. После выхода в прокат его творений в лексиконе кинокритиков прочно закрепился термин «хичкоковский».
Наитие для последователей
Традиционно хорроры начала и середины ХХ века вызывают у искушенного зрителя-современника лишь снисходительную улыбку. В отличие от большинстваэтих картин, творения Хичкока и поныне замечательно справляются со своей непосредственной задачей, сохраняя напряженную атмосферу в зрительском зале во время просмотра, взвинчивая до максимума нервы смотрящих.
Альфред Хичкок, фильмы которого почитаются самыми именитыми постановщиками современности, такими как Уильям Фридкин, Дэвид О. Расселл, Квентин Тарантино, Майкл Манн и Гильермо дель Торо, повлиял на формирование творческого стиля не одного поколения режиссеров. Более того, он повлиял на развитие кинематографа в целом. В проектах Хичкока стремились сняться ярчайшие таланты Фабрики Грез: Грейс Келли, Ингрид Бергман, Джеймс Стюарт, Энтони Перкинс, Шон Коннери и многие другие.
Итог творческого пути
В период завершения творческой карьеры режиссер был удостоен награды Американского института кино и получил рыцарский титул от королевы Великобритании Елизаветы II. 55 полнометражных кинокартин, ставших классикой мировой киноиндустрии, являются ценным наследием, которое оставил после себя Альфред Хичкок. Фильмография Короля ужасов включает также 21 эпизод телесериала «А. Хичкок представляет», 2 незавершенных проекта и две документальные киноленты, отснятые еще в 1944 году.
Отцом современного триллера Хичкока называют неслучайно, во время демонстрации его кинолент многие зрители в спешке покидали зрительный зал, отдельные личности даже теряли сознание. Его ставшая канонической сцена нападения в душе из «Психо» до сих пор позиционируется как одна из самых ужасных сцен в кино. Такого эффекта мог добиться лишь Альфред Хичкок.
Биография. Детство
Будущий родоначальник жанра родился в пригороде столицы Великобритании в последний месяц лета 1899 года. Родители, будучи ярыми приверженцами католицизма, отправили сына для обучения в иезуитский колледж. По мнению исследователей биографии маэстро, именно этот период решительным образом повлиял на формирование его мировоззрения и восприятия окружающего мира.
Альфред Хичкок в детстве пережил еще одно потрясение. Однажды он в раннем возрасте посмел ослушаться отца. Тот вызвал патруль полиции и попросил проучить нерадивого отпрыска. Полицейские отвезли мальчика в участок и на короткий период заперли в одиночной камере. Пережитое шоковое состояние оставило свой отпечаток на психике ребенка: будучи взрослым, он испытывал страх перед представителями правоохранительных органов и законом. В сюжетах отдельных картин четко прослеживается мотив панического страха персонажей перед несправедливым обвинением.
Юность
Пережив период обучения в колледже - строжайшей дисциплины, угнетения и постоянного страха, - Альфред Хичкок поступает в 1914 году в Инженерную школу, где отдает предпочтение изучению навигации, инженерии, механики и акустики. Параллельно он посещает курс лекций по искусствоведению. После начала Второй мировой войны будущее светило режиссуры пытался записаться в ряды добровольцев, однако был зачислен в резерв из-за своей тучности.
Карьеру Хичкок начал в рекламном отделе одной из фирм по выпуску электрокабелей. Однажды он получил стандартный заказ на изготовление плакатов по ТБ. Начальника Альфреда ожидал забавный сюрприз: на готовых постерах обычный электропровод был представлен Хичкоком орудием убийства. Оценив нестандартное решение подчиненного, шеф порекомендовал изобретательному сотруднику попробовать себя на киностудии. Так, неожиданно для себя, будущий режиссер попадает в киноиндустрию.
Первые шаги
Изначально Альфред Хичкок, фото которого в настоящее время украшает фойе студии, был принят на должность электрика. Позже ему доверили написание титров готовых кинолент. Погрузившись с головой в творческую атмосферу, волшебный мир кино, вскоре Альфред занялся написанием сценариев к кинофильмам и получил место ассистента режиссера. Дебютной работой постановщика является лента «Сад наслаждений», которую Хичкок отснял в 1925 году. Однако внимание кинообщественности он смог завоевать спустя год картиной «Горный орел», снятой в стиле классического детектива. С первых звуковых кинолент автора кинодеятелей поражал творческий почерк и авторский стиль, которые демонстрировал Альфред Хичкок. Фильмы «Зов Элстри», «Шантаж», «Убийство» стали первыми проектами, в которых он использовал свой авторский прием, позже обозначенный термином "саспенс".
Из первых картин Хичкока наиболее удачными считаются «Леди исчезает» и «39 ступеней», которые стали коммерчески успешными и были тепло восприняты кинокритиками. Первый из названных фильмов был удостоен премии нью-йоркской гильдии кинокритиков, такая высокая оценка мотивировала режиссера на создание других шедевров.
«Американский» период
После мирового признания Альфред Хичкок получает заманчивое предложение от известного в то время продюсера Дэвида Селзника перебраться в Голливуд. Первая голливудская картина режиссера «Ребекка» оправдывает себя в прокате и получает заветный «Оскар». Признание позволяет постановщику не выполнять заказы продюсеров, а снимать то, что хочется. В Голливуде он выпускает почти по фильму за год, среди которых - незамысловатые детективные киноленты, триллеры и идеологические картины. Практически во всех жанрах попробовал себя Альфред Хичкок. Фильмография (короткометражные ленты в том числе) постановщика имеет и кинофильмы, признанные провальными. К примеру, «Страх сцены», после выхода которого кинообщественность скоропалительно решила, что режиссер исчерпал себя.
Пик творчества
50-60-е годы ХХ столетия считаются пиком творчества Хичкока. В этот период в прокат выходят киноленты «Головокружение», «Окно во двор» и «К северу через северо-запад», которые стали эталоном хичкоковского авторского стиля.
Однако самой главной картиной в творчестве Хичкока считается фильм «Психо» - самый страшный, знаменитый, не теряющий актуальности, новаторский и остающийся неповторимым несмотря на неоднократные попытки воспроизведения его триумфа. В кино пресловутый саспенс доведен до пограничного предела, тонкой грани, за которой – пропасть безумия. В нем отточены до идеала все кинематографические средства, приемы художественной выразительности, начиная от непревзойденного монтажа до угнетающего музыкального сопровождения Бернарда Хёррманна и новаторской режиссуры, которую блестяще внедрил Альфред Хичкок.
Фильмография (лучшие фильмы) новатора включает еще один из самых захватывающих кинопроектов под названием «Птицы». Пернатые в кино являются типичным метафорическим хичкоковским образом непостижимого зла, неумолимого рока, преследующего главных героев. Эта картина служит еще одним подтверждением того факта, что Хичкок, получив начальное образование в иезуитском колледже, был пуританином, чтящим христианские заповеди.
В конце пути
После триумфа «Птиц» Альфред Хичкок отснял еще несколько кинолент, но они не имели столь оглушительного успеха. Последней работой маэстро считается картина «Семейный заговор», вышедший в прокат в 1976 году. По слухам, после этого Хичкок попросту распустил весь штат персонала, закрыл производство и ушел.
Хичкок имел привычку появляться в своих киноработах в камео, показываясь в кадре в образе уличного зеваки или случайного прохожего. В конце творческого пути режиссер намеренно создавал вокруг себя мистическую обстановку, окружая свою жизнь таинственным ореолом.
Всю жизнь Хичкок был верен единственной женщине – своей супруге Альме Ревиль, ставшей надежной опорой своему мужу. После ее кончины режиссер не смог оправиться, пристрастился к спиртному. Король ужаса умер в 1980 году, достигнув возраста 80 лет. Его труп был кремирован, а пепел, согласно завещанию, развеян над бескрайними просторами Тихого океана.