Луиз Буржуа: биография и творчество

Предлагаем вам познакомиться с одним из интереснейших мастеров 20-го века - Луиз Буржуа. Биография и творчество ее представлены в этой статье. Л. Буржуа – американский скульптор, график и живописец французского происхождения. Луиз – художник, который мифологизировал свои кошмары и навязчивые идеи, а также факты своего детства. В ее взрослой жизни не было никаких реальных потрясений, однако Буржуа не прекращала пестовать свою психическую травму, которая мучила ее с ранних лет.

буржуа луиз

Детство и драма Луиз

Луиз родилась в 1911 году в Париже. Детство Буржуа прошло в Обюссоне, французской провинции. Здесь ее семья владела мастерской по реставрации шпалер. В подростковом возрасте Луиз была отдана в Лицей Фенеллона – престижное учебное заведение. Девочка была очень близка со своей матерью, Жозефиной. Луиза часто помогала Жозефине в работе: рисовала, шила, чинила гобелены.

Отношения между родителями при внешнем благополучии были далеки от идеала. Отец Луиз почти в открытую изменял своей жене с англичанкой – гувернанткой их детей. Для маленькой девочки эта банальная ситуация стала настоящей драмой. Она переживала ее всю свою жизнь, а также переосмысливала в творчестве. Своего отца Луиз считала предателем. Она даже предприняла попытку совершить самоубийство после смерти матери.

Обучение в университете и частные уроки

Луиз Буржуа в 1932 году поступила в Сорбонну. Здесь она изучала философию, геометрию и математику. В том же году Буржуа посетила СССР. С 1936 года Луиз стала заниматься в художественных студиях и школах Парижа. Она посещала и мастерскую Константина Бранкузи, великого скульптора, который в то время являлся культовой фигурой местного авангарда. Луиза брала уроки у Фернана Леже, прославленного кубиста. Он оценил ее одаренность и побудил девушку заняться скульптурой.

луиза буржуа работы

Замужество и смерть супруга

Важное событие в личной жизни Луиз состоялось в 1938 году, когда она вышла замуж за Роберта Голдуотера, американского искусствоведа и выпускника Гарварда. После свадьбы молодые переехали в Нью-Йорк. Здесь муж Буржуа стал работать в Музее первобытного искусства (он был назначен первым его директором). Образцово-показательный союз любящих друг друга творческих людей длился вплоть до 1974 года, когда умер супруг Луиз. Она родила ему троих сыновей.

Живопись и графика Луиз

Буржуа в начале творческой карьеры занималась живописью и графикой. В сериях работ Femme Maison, созданных в 1945-1947 гг., и Fallen Women (1946-1947 гг.) художница применяла технику сюрреалистов. Она сплавляла воедино разные объекты: структуры, похожие на дома, и женское тело. Эти работы являются размышлением Луиз о том, какую роль играет женщина в семье. Многие определяют эту роль исключительно как заботу о домашнем очаге. Однако сама Буржуа утверждает, что ее работы – пародия на сюрреализм, который пытался представить женщину в виде конструкции.

Обращение к скульптуре

Луиз в 1940-х годах сосредоточила внимание на скульптуре. В ней она считается одним из лучших мастеров 20-го века. В первых пластических опытах Луиз заметно влияние архаической древнегреческой, древнеамериканской и африканской скульптуры. В них прослеживается воздействие таких крупнейших мастеров прошлого века, как Генри Мур, Константин Барнкузи и Альберто Джакометти, которые тоже опирались в своих работах на архаическую пластику. Скульптуры Буржуа вначале состояли из групп органических и абстрактных форм, которые зачастую были выполнены из дерева.

"Слепой, ведущий слепого"

"Слепой, ведущий слепого", созданная в 1947 году, одна из самых известных работ Луиз Буржуа. Ее можно считать прямой перекличкой с "Притчей о слепых", выполненной Питером Брейгелем-старшим. Работа Луиз конструкция, состоящая из 20 длинных розовых подпорок из дерева, сужающихся книзу, а вверху соединенных стяжкой-мостиком. Простота этой скульптуры обескураживает, а ощущение ненадежности и неустойчивости захватывает. Буржуа заявляет, что эта работа – просто реминисценция желания ребенка спрятаться под столом, когда в семье происходят обеденные скандалы.

луиз буржуа биография

Новые материалы

В 1960-х годах в скульптурах Луиз начали использоваться такие материалы, как камень, бронза и латекс. После посещения Италии к ним добавился мрамор. В 1949 году были впервые выставлены скульптуры Буржуа - в Нью-Йорке, в галерее Перидо.

Интерес к "темной стороне" и сексуальности

Луиз является художником-постсюрреалистом, который заявил о себе в 1930-1940-е годы. В это время уже пришло в упадок французское сюрреалистическое движение. Художники, относящиеся к нему, никогда не создавали сплоченных групп. Они не были склонны к манифестам, широковещательным программам и декларативным заявлениям. В первое время в ряду этих мастеров выделялась группа, которая отличалась не только интересом к "темной стороне" интеллектуальной и психической жизни, свойственным романтикам, но также и к телу, которое являлось манифестацией "темной стороны". Именно поэтому сексуальность для Луиз связана с травмой, а также с мучительным поиском собственной идентичности, роли в отношениях между полами. В 1968 году Буржуа представила 2 скульптуры, которые являются одновременно шокирующими и ироничными: "Цветущий Янус" и "Девочка".

"Девочка"

Это сделанный из латекса гигантский фаллос, раскачивающийся на крюке мясника. Данная скульптура отражает критический взгляд Луиз Буржуа на иконографию фаллоса, а также связанного с ним мужского статуса. Основание скульптуры можно прочесть и как мужские семенники, и как женскую грудь, и как округлые бедра женщины, ограничивающие промежность.

"Цветущий Янус"

"Цветущий Янус" – работа, в которой отражено соединение гендерных форм, перетекающих одна в другую. В латинском языке "Янус" означает "проход", "арка". Однако это одновременно и двуликий бог, у которого одно лицо обращено в прошлое, а другое смотрит в будущее, к janua – божественным вратам, открытым в мирное время и закрывающимся в период войн. Жесткая и монолитная основа скульптуры представляет собой изображение двух вялых пенисов, которые соединены с центральным элементом, практически бесформенным, напоминающим лобковые волосы и половую щель. Прилагательное "цветущий" указывает на метафору гениталий как аромата и цветения. Женское и мужское слились воедино, как два лица. Два пениса одновременно похожи и на женские ягодицы, бедра и груди.

"Разрушение Отца"

Луиз Буржуа в 1974 году выполнила свою первую инсталляцию. Ею открылся новый этап в творческой биографии мастера. В работе Буржуа "Разрушение Отца" скульптор реализует в сложной пластической форме тягостные воспоминания и инстинкты, живущие в подсознании, которые вызваны конфликтными отношениями с отцом, тяготевшими над автором с детства. Инсталляция является структурой, похожей на пещеру. Фигуры, напоминающие камни, окружают жертвенную плиту с разбросанными на ней частями тела, включая куски настоящего ягненка, которые были куплены в мясной лавке.

луиз буржуа структуры бытия клетки

Данная работа Луиз является очень тревожной, напоминающей творчество испанского художника Франсиско Гойи, которого очень ценила Буржуа.

Период "клетки"

В 1990-е годы продолжает активно работать Луиз Буржуа. Творчество ее переходит к новому этапу – периоду "клетки". Художница одной из своих целей считала создание энвайронмента, который был бы самодостаточным, независимым от музейной среды. В этот энвайронмент можно войти. Данные конструкции являются своеобразной изоляцией опыта, полученного в прошлом. Cell (Choisy) – клетка, в которой находится мраморная скульптура дома. Над ним размещена большая гильотина. Эта скульптура напоминает эпизод из ночного кошмара.

луиз буржуа творчество

Couple IV

Работы Луиз Буржуа более позднего периода включают ряд голов, а также фигур, выполненных из ткани. Они изображают различные степени отчаяния и боли. К примеру, работа 1997 года Couple IV представляет собой что-то напоминающее старомодный дисплей из музея. На нем видны две тряпичные фигуры без голов, пытающиеся заняться любовью.

выставка луизы буржуа

"Паук"

Инсталляция "Паук" Луиз Буржуа (фото представлено ниже) стала символом позднего творчества этого скульптора. В ней представлен образец совершенной выразительной и рациональной конструкции, созданный природой. В символическом словаре Буржуа Луиз паук не несет в себе какого-либо негативного значения. Он ассоциируется у Луиз с матерью, умной, уравновешенной, рассудительной, терпеливой, проницательной, утонченной, полезной, незаменимой и аккуратной, как паук. Это насекомое ассоциируется с трудолюбием родительницы, а также с искусным мастерством ткача. Одна из работ на эту тему, созданных Луиз, так и называется – "Мама". Пластическая монументальная форма, выполненная из бронзы, ее лаконичность и геометрическая простота демонстрируют свойственное искусству Буржуа чувство гармонической уравновешенности.

луиз буржуа

Первая большая выставка

В 2000 году в знаменитой лондонской галерее Tate Modern состоялась первая большая выставка Луизы Буржуа, которая называлась "Я делаю, я уничтожаю, я переделываю". Именно ею заявил о своем существовании Государственный национальный музей. Луиз стала первым скульптором, работы которого были размещены в новом бастионе современного искусства. Успех выставки был огромным, а выбор мастера – отнюдь не случайным, так как творчество Буржуа по своей сути – антология современного искусства.

Выставка "Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки"

В 2015 году Музей современного искусства "Гараж" представил в Москве масштабную выставку Буржуа. Эта экспозиция посвящена серии скульптур-энвайронментов, которые были созданы Луиз за последние 20 лет ее жизни. На ней было представлено более 80 работ Буржуа: инсталляции, ранние скульптуры, рисунки и живопись, предшествовавшие новаторскому циклу работ.

Луиза Буржуа, работы которой признаны во всем мире, прожила долгую жизнь. Она скончалась от сердечного приступа в возрасте 98 лет в Нью-Йорке 31 мая 2010 года.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Какая гадость эта современная скульптура и живопись. Ничего здорового сознанию не прибавляет. То ли дело - классика от Ренессанса до модерна. А тут сплошное самокопание и выкапывание самой большой грязи. Этим так называемым "творцам" необходимо лечиться у психиатров нейролептиками. Общество следует от них ограждать..
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.