Обязательная сертификация услуг. Закон о сертификации продукции и услуг

В России существует ряд услуг, которые должны быть сертифицированы по закону. К их числу относится сервис, касающийся жизни и здоровья людей, а также их имущества. Вопрос регулирует закон «О сертификации продукции и услуг». Рассмотрим его подробнее.

сертификация услуг

Услуги и органы сертификации

Объектами института сертификации в данном случае являются:

  • услуги;
  • организации по их предоставлению;
  • персонал;
  • процесс производства;
  • система управления качеством.

Формирование системы сертификации осуществляется согласно Правилам по проведению сертификации в России. Согласно документу, ее участниками являются:

  • Госстандарт;
  • центральные организации;
  • ВНИИС;
  • органы, проводящие сертификацию, и лаборатории, которые получили соответствующие аккредитации на ведение деятельности.

Виды и содержание схем сертификации

о сертификации продукции и услуг

По российским законам, существует семь схем, которые проводятся одновременно в отношении услуг и работ. В них входит:

  • оценка;
  • проверка результатов;
  • инспекционный контроль.

Для услуг материального вида процесс включает обычно следующие действия:

  • аттестацию проффессионального мастерства и инспекционный контроль;
  • аттестацию предоставления услуги и инспекционный контроль;
  • выборочную проверку;
  • сертификацию систем качества и инспекционный контроль.

Сертификация услуг нематериального характера включает в себя такие схемы, как:

  • процедура на предприятии с инспекционным контролем;
  • сертификация системы предоставления качества обслуживания с инспекционным контролем.

Существуют Правила сертификации работ и услуг, а также Положение о системе ГОСТ Р. В соответствии с этими документами и осуществляют выбор необходимых мероприятий.

Особенности услуг

обязательная сертификация услуг

При предоставлении услуг выделяют некоторые особенности, которые влияют на процесс. В их числе следующие:

  • объектом может являться человек, а его право на имущество ограничивает проведение испытаний;
  • потребитель оценивает мастерство исполнителя;
  • эксперт, проводящий оценку, иногда должен присутствовать при реализации услуги;
  • свойства сервиса могут зависеть от региона, где он предлагается.

Организации, предоставляющие сертификацию

Существует множество организаций, которыми может быть предоставлена сертификация услуг. Среди них выделяются следующие:

  1. Министерство торговли.
  2. Министерство транспорта.
  3. Агентство по физкультуре и туризму.
  4. Госстандарт.
  5. Росбытсоюз.

Правила и нормы

Нормативная база при осуществлении деятельности состоит как из международных, так и государственных и региональных стандартов, санитарно-гигиенических правил и норм, а также тех, что утверждены в рамках конкретного сервиса.

Обязательная сертификация услуг проводится на основании определенных требований, где указываются нормы безопасности для жизни и здоровья людей, а также их имущества, экологические правила, определенные способы проверки сервиса, исполнительного процесса и мастерства лица, его оказывающего.

сертификация работ и услуг

Проверку качества выполняют эксперты, которые зарегистрированы в Госреестре ГОСТ Р. Обычно она осуществляется в том месте, где предоставляется услуга. При положительных результатах центр по проведению процедуры оформляет сертификат и выдает лицензию на право использования знака соответствия. Если оценка отрицательная, то заявитель получает решение об отказе.

При осуществлении инспекционного контроля услуг, носящих нематериальный характер, потребители опрашиваются при помощи анкет, интервьюирования и других способов. Эта задача, как правило, возлагается на социальные центры, маркетинговые службы, МОУ и исполнителей. Контроль бывает плановым и внеплановым. Периодичность проведения устанавливается центром, которым проводится сертификация услуг.

Первые системы, которые предоставляли их, охватывали такие области, как:

  • ремонт и техобслуживание радиоэлектронной аппаратуры, машин и приборов электробытового назначения;
  • химчистка и краска;
  • гостиничные и туристические услуги;
  • общепит;
  • перевозка пассажиров.

Критерии оценки

При любой оценке необходимо придерживаться определенных критериев. Их выбор — это самое сложное решение для получения объективной оценки. Рассмотрим, как к этому вопросу относятся в Японии. Классификация производится на основе значимости для потребителя. При этом различают:

  • внутреннее качество, находящееся вне поле зрения клиентов;
  • материальное, которое потребитель видит;
  • нематериальное, которое потребитель видит;
  • психологическое;
  • затраченное время обслуживания.

Благодаря такому подходу, сертификация работ и услуг оценивается наиболее достоверно, и в то же время вырабатываются определенные критерии.

Принятый ИСО международный стандарт 9004-02 под названием «Руководящие указания по услугам» стали базой для разработки внутренней стандартизации услуг во многих странах, в том числе и в России.

К общим характеристикам здесь относятся:

  • время ожидания;
  • исполнение сроков;
  • численность персонала;
  • доверие потребителей;
  • удобство;
  • эстетичность;
  • вежливость;
  • другие требования к качеству.

закон о сертификации продукции и услуг

Международные организации

Вопрос о сертификации продукции и услуг возникает не только в национальном масштабе. Есть региональные, а также международные организации, проводящие подобные процедуры. Известна, например, такая организация, как Международный европейский техцентр химической чистки. Он проводит аттестацию на предприятиях Голландии, Швейцарии, Бельгии и других стран. Среди других организаций выделяются:

  • Международная ассоциация соцстрахования;
  • Европейская ассоциация автотуризма;
  • Всемирный почтовый союз;
  • Всемирная организация туризма и другие организации.

Заключение

По официальной статистике, к 2000 году деловая активность сместилась в сферу предоставления услуг до 70%. А в настоящее время этот процент стал еще выше. Для этого рынка характерна высокая конкуренция и еще большее увеличение числа предоставления однотипных услуг. Таким образом, качество является во многом определяющим фактором для конкурентоспособности. Поэтому сертификация услуг становится важнейшим институтом, обеспечивающим соответствие высоким стандартам обслуживания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.