Знаете ли вы, что такое концептуализм? Это одно из направлений схоластической философии. Согласно этой доктрине, проявление познания приходит вместе с опытом, однако не исходит из полученного опыта. Концептуализм также можно представить как синтез рационализма с эмпиризмом. Этот термин происходит от латинского слова conceptus, что означает мысль, понятие. Несмотря на то что это философское течение, оно также является культурным направлением, возникшим в 20 веке.
Представители концептуализма
Пьер Абеляр, два Иоанна - Дунс Скот и Солсберийский, Иоанн Дунс, Джон Локк - всех этих философов объединяет концептуализм. Это те философы, которые считают, что идеи, общие для всех, проявляются во время приобретения опыта частным лицом. То есть пока мы не столкнемся с тем или иным явлением, мы не поймем суть той или иной общечеловеческой проблемы. Например, пока мы не испытаем на себе несправедливость, мы не поймем саму суть справедливости. Кстати, эта теория получила широкое распространение и в творческой среде - концептуализм в искусстве, в частности в живописи. Самым ярким его представителем среди художников является Джозеф Кошут, а среди музыкантов – Генри Флинт.
Концептуальное искусство
Джозеф Кошут объяснял значение данной теории в полном переосмыслении функционирования произведений искусства и вообще культуры в целом. Он утверждал, что искусство является силой идеи, но ни в коем случае не материала. Его композиция “Один человек и три стула”, которую он закончил в 1965 году, стала классическим примером концептуализма. Концептуализм в живописи обращается не к духовно-эмоциональному восприятию того, что изображено, а к постижению увиденного посредством интеллекта. В концептуальном искусстве концепция художественных произведений, будь то картина или книга, или же музыкальное творение, важнее, чем его физическое выражение. Это означает, что основная цель искусства состоит именно в передаче мысли, идеи. Кстати, концептуальными объектами могут быть более современные виды произведений, например, фотографии, видео- или аудиоматериалы и т. д.
Концептуализм в живописи
Как уже было отмечено, одним из самых идейных представителей данного течения является художник Марсель Дюшан (Франция). Он долго подготавливал «почву» для концептуалистов, создавая реди-мейды. Самым знаменитым из них был созданный художником в 1917 году «Фонтан»-писсуар. Кстати, он был представлен на выставке, организованной для независимых художников в Нью-Йорке. Что же хотел показать своим произведением Дюшан? Писсуар - обычный предмет, используемый в санитарно-гигиенических целях. Если он производится на фабрике, то он, естественно, не может считаться произведением искусства. Однако если в его создании участвовал творец, художник, то писсуар перестает быть обыкновенным предметом обихода, потому что он уникален, обладает эстетическими достоинствами и для его создания была использована мысль. Одним словом, концептуализм – это торжество идеи над эмоциями. Это и делает ценным то или иное произведение.
Российский концептуализм
Это философско-художественное течение также имело место в России, в частности в Москве. Оно началось в неофициальном искусстве Советского Союза еще в начале 70-х годов прошлого столетия. Однако термин московский концептуализм возник чуть позже, в 1979 году с легкой руки Бориса Гройса, опубликовавшего в журнале “От А до Я” статью под названием «Романтический московский концептуализм». Он имеет две ветви: литературоцентричную и аналитическую.
Примеры концептуального искусства
Первой значимой работой в данном направлении, выставленной в 1953 году, является произведение Роберта Раушенберга “Стертый рисунок Куинга”. Признайтесь, странное название для художественного образца. К тому же встает вопрос: кто же все-таки автор этого произведения – Раушенберг или Куинг? Все дело в том, что через какое-то время после создания данного рисунка Willem de Kooning-ом Robert Milton Ernest Rauschenberg стер его и представил за свою работу. Суть его поступка была продиктована желанием бросить вызов идее традиционного искусства. Он был сторонником реди-мейда – концептуального течения в живописи, согласно которому не важно, кто является первоначальным автором, важен конечный результат, то есть идея, которая вложена в созданное произведение. Самым наглядным примером реди-мейда являются коллажи, собранные из фрагментов разных произведений. Другой представитель данного течения Ив Клейн стал автором "Аэростатической скульптуры Парижа". Для этого ему понадобилось 1001 воздушных шариков и разместил их в небе над Парижем. Это было сделано для рекламы выставки над Ле Вайд.
Заключение
Итак, основоположником этого течения считается Марсель Дюшан. Именно он предложил определение, что в искусстве важен не предмет, а идея. Не важен конечный результат, его эстетика, а важно, кто является автором и в чем заключался смысл его задумки. Одним словом, концептуализм – это такое течение в живописи, литературе, музыке, в искусстве в целом, в котором произведения по большому счету непонятны зрителю, читателю, слушателю или же они воспринимаются каждым по-особенному.