В еврейско-польской семье после окончания Первой мировой войны родился знаменитый американский историк, знаток истории СССР и России Ричард Пайпс. С приходом фашистов Пайпсы с огромными трудностями бежали из оккупированной Польши и, минуя много стран, в том числе и "чернорубашечную" Италию Муссолини, попали, наконец, в США, штат Огайо. Ричард Пайпс выучился там в колледже и приступил к службе в американской авиации, результатом чего стало получение гражданства этой страны. На войне получил хорошую подготовку как переводчик с русского.
Мир
После демобилизации Ричард Пайпс женился и окончил Гарвардский университет, где обучался у известного философа, специалиста исторической европейской мысли Крейна Бринтона, зарекомендовавшего себя с самой лучшей стороны в современной науке и воспитавшего множество известных всей стране общественных и политических деятелей.
Пайпсу предстояла защита докторской диссертации в 1950-м, затем работа в родном Гарвардском университете. Уже в 1963 году Ричард Пайпс становится профессором, в 1968-м - директором Центра исследований России при университете Гарварда, а в 1973-м он стал работать на правах главного научного консультанта в Институте исследования России в университете Стеэнфорда.
"Команда В"
Team B очень отличалась от "Команды А", по больше части тем, что чаще всего ей приходилось служить противовесом в составлении государственных мнений. В "Команде А" работали специалисты сугубо единственного управления - аналитики ЦРУ, в то время как команда, к которой в 1976 году примкнул Пайпс, была укомплектована гражданскими экспертами и отставными военными.
Тем не менее обе команды были созданы главой ЦРУ для оценки угрозы Штатам со стороны СССР. Директором ЦРУ в то время был Джордж Буш. С 1981 года в Совете национальной безопасности многими вопросами политики США по доктрине Рональда Рейгана занимался и Ричард Пайпс. Госдепартамент, таким образом, в течение нескольких десятилетий оставался главным рабочим местом политического писателя. Именно с подачи Пайпса и его коллег были вынуты первые кирпичики из основания, на котором стояло государство СССР, путём применения специально разработанных политтехнологий.
Сейчас
И до, и после уничтожения СССР американский политолог в числе многих часто бывал в нашей стране, помогая разваливать её изнутри примерно с 1958 года. Теперь он состоит в Американском комитете, занимающемся миром в Чечне, где, по его словам, содействует урегулированию конфликтов. Параллельно он продолжает исследовать историю России, и многие русские с негодованием читают то, о чём пишет Ричард Пайпс.
Его огромные статьи периодически выходят и в России. Кроме того, активно сотрудничающий с известной своей оппозиционной и, прямо скажем, вредительской для страны деятельностью - Школой политических исследований в Москве, - Ричард Пайпс постоянно прилетает в страну читать свои лекции. Участвует в разнообразных дискуссионных клубах, даёт интервью российской и зарубежной прессе по итогам (чаще всего плачевным для нас) своей деятельности.
История России глазами Пайпса
Ричард Пайпс, книги которого вышли во множестве и практически все посвящены в той или иной мере истории России, совершенно иначе видит пути развития нашей страны, ему активно не нравится то, что путь этот значительно отличался от траекторий развития других стран. Он проводит параллели при исследовании феномена Октябрьской революции с далёким прошлым России, прослеживая там истоки коммунистических идей. По его мнению, средневековая Московия точно так же не хотела иметь представления о частной собственности, что радикально отличало её от остальной Европы. Был единственный собственник - Великий князь.
Одно это уже смешно всем хоть мало-мальски знакомым с историей государства Российского. Действительно, князь мог распоряжаться казной, но не имуществом своих подданных. Пайпс неверно и слишком узко трактует слово "вотчина". Обвиняя наших князей и царей в правовом нигилизме, он не берёт во внимание, что страна благополучно развивалась, прирастала землями, побеждала врагов. Основные институты феодализма, выстроенные в Европе, за которые Пайпс так ратует, не помешали пролитию таких рек крови, какие нашему Ивану Грозному и не снились.
"Хроническое беззаконие"
Книга, в которой рассматривает эти явления Ричард Пайпс ("Россия при старом режиме"), как это ни странно, стала объектом пристального изучения в российских вузах и институтах. Крамольность и вредность постулатов, изложенных в ней, показывают, что это совершенно недопустимо. Можно изучать такие книги в академическом порядке только в том случае, когда учащиеся уже получили базу настоящих исторических знаний. Для расширения кругозора и обучения полемике.
Пайпсу и культура российская чрезвычайно не нравится, и в этой книге он даёт ей свою отрицательную оценку, поставив в вину именно характер собственности, который и сформировал её настолько отличающейся от ценностей Запада.
Философы: русский и американский
Выбор конфессии на Руси Пайпс тоже считает огромной ошибкой. Но чтобы цитировать нашего Чаадаева относительно этого вопроса, нужно значительно глубже вникнуть в мировоззренческие особенности этого русского философа. А Ричард Пайпс ("Русская революция" и другие его работы - прямое тому подтверждение) - вслед за многими - цитирует всё те же строки, где Чаадаев констатирует разрыв с западной цивилизацией в связи с последованием Византии - в стороне от столбовых дорог христианской цивилизации.
Тут и мы вспомним, какой кровью католичество приобретало другие, ставшие основными, ветви веры: Реформация всё-таки "вырулила". Византийская ветвь христианства далеко не самая кровожадная, без крестовых походов обошлась. Ещё более спорным является анализ Пайпса взглядов на политику наших Гоголя и Пушкина, иногда вызывающий изумление, но чаще - смех.
Удивительное сходство
Ричард Пайпс ("Истоки гражданских прав" и почти все остальные его работы содержат информацию, посвященную данной теме) видит огромное сходство между режимами Советского Союза и фашистской Германии. Это у него повторяется настолько часто, что становится похожим на своеобразную мантру, под влияние которой всё-таки попадает наименее думающая и отличающаяся недостатком жизненного опыта часть населения.
Довольно часто и из разных уст приходится теперь слышать это ужасающее по своей лжи и несправедливости заявление. Это отнюдь не родственные политические режимы: ни внутренняя, ни внешняя политика ни на одном из этапов существования двух стран не имели точек соприкосновения.
Как погиб СССР
Здесь необходимо видеть, на чью мельницу Пайпс льёт воду. Будучи всегда тем самым "ястребом" американского истеблишмента, именно он убедил Рейгана - как консультант ЦРУ и глава департамента Совета нацбезопасности - предпринимать жесточайшие меры по подавлению и разрушению СССР. Именно он, будучи знатоком, по-своему трактовавшим историю России, уверил президента США, что СССР - колосс на глиняных ногах.
Последовал напор со стороны США: поддержка моджахедов в Афганистане и на территории Чечни, обрушение цен на нефть и запуск пропагандистской машины с организацией разветвлённой сети школ, где обучили будущих "младореформаторов". Сеть, кстати, распространилась во все столицы республик и более или менее крупные краевые и областные центры, а в середине восьмидесятых главная школа обосновалась на уровне комитетов в правительстве. Через пять лет СССР рухнул. Могут рукоплескать почитатели книг "Два пути России". Ричард Пайпс победил.
России не быть сверхдержавой?
Пайпс считает, что ещё задолго до своего образования Россия только и делала, что мечтала об этой роли в мировом сообществе. Цель высказываний такого толка - ещё более унизить великую страну в общественном (и не только западном, но и внутрироссийском) мнении.
Однако России мнение Пайпса не столь важно. Важнее действия, которые вполне можно счесть вмешательством в наши внутренние дела. Геополитика нашей страны напрямую зависит от её географического положения, которое просто обязывает её быть великой державой. Самые длинные границы, соприкосновение с Европой, Дальним, Средним и Ближним Востоком - все мировые кризисы и любые другие события мирового масштаба никак не могут проходить без нашего участия.
Пайпс и русская интеллигенция
Наибольшую известность американскому политологу принесли работы о дореволюционной России, об интеллигенции. Следует заметить, что интересовали писателя как раз не радикалы, а консерваторы, охранители существовавшего лагеря, которые защищали монархию, православие и самодержавие. Несколько однобоко рассмотрел эту часть русского населения Ричард Пайпс. Собственность и свобода - вот две составляющих его мировоззрение величины, которые никак не могут существовать в отрыве друг от друга. А как же особенность русского менталитета, всегда основывающаяся на бессребреничестве? Это Пайпс не просто не рассматривает, скорее всего, он и не подозревает о её существовании.
Но буквально взахлёб он рассказывает о тех идеологах, которые верховодят и сейчас в России, по странному недоразумению - республиканской. Это либеральные экономисты, модернизирующие страну на счёт якобы отсталого и от природы не очень умного народа, не принимающего никаких прогрессивных начинаний. Это дремучие националисты, мечтающие о средневековых порядках, это просвещённые функционеры и конфессионные лидеры. По-настоящему интеллигентных людей Пайпс не рассматривает, как будто их и не бывало: ни Герцен, ни Кропоткин, ни Бакунин, ни Лопатин, ни Плеханов его не заинтересовали. Но демонизация образа Владимира Ильича Ленина, человека стократ более высокого полёта философской мысли, чем рассматриваемый здесь автор, началась именно с книг Ричарда Пайпса.
Послесловие
В работах Пайпса изобилие всевозможных цитат и ссылок, где русские историки проводят параллели с Западной Европой. Но чем дальше продолжается чтение, тем чаще возникает вопрос: а не издевается ли автор над нами, приводя эти ссылки в данном контексте? Такое впечатление, что тексты составлены из уже сложившихся в стереотипов, которые ещё до начала двадцатого века рассмотрены у русских философов и писателей во всевозможных пасквилях для разнообразных издевательств.
При чтении кажется, что этот умный Пайпс рассмеётся уже в следующей строке, заявив, что это он пошутил, поскольку в написанное невозможно поверить. Но нет. Пайпс всё продолжает и продолжает. И уже не смешно.