В поисках ответа на вопрос о том, кто такой интеллигентный человек, не нужно уподобляться Васисуалию Лоханкину, герою знаменитого романа, созданного дуэтом советских классиков. В романе говорится, что он нигде никогда не служил, потому что работа затруднила бы ему процесс размышления о том, каково же истинное назначение российской интеллигенции. К этой прослойке общества ночной «гурман» - любитель чужого борща и котлет - относил и себя.
Что значит быть интеллигентным человеком? Каждый период развития общества формулировал свое определение этого понятия. Выдающийся российский ученый и интеллигентный человек Лихачев Дмитрий Сергеевич в своем письме, напечатанном в 1993 году в «Новом мире», написал, что интеллигент должен обладать интеллектуальной свободой как основной нравственной категорией, ограниченной только своей совестью и мыслью.
Если заглянуть в историю, то для второй половины XIX столетия интеллигентный человек – это простой разночинец, что получил образование и стремился выбиться в люди только за счет своих способностей да тяги к науке, к знаниям. Само его происхождение подразумевало борьбу, причем как с социальным неравенством, так и с сословным. Представителями такой интеллигенции были интеллектуальные кумиры молодежи 1860-х - Писарев, Чернышевский и Добролюбов.
Кроме «разночинского», в это же время появился интеллигентный человек «чеховского» типа, который стремился скорее к переустройству нравственному, а не к политическому. Представители этой группы создавали художественные произведения, сеющие разумное и доброе, открывали школы и больницы для бедных, учили крестьянских детей. Поразительное соответствие этому типу находим в характере героя знаменитого произведения Флобера - проницательного доктора Ларивьера, презиравшего чины и проявляющего щедрость и радушие по отношению к бедным больным. Этот и другие такие же образы доказывают межнациональный характер подобного типа интеллигента, несколько разбавляя часто упоминаемую русскую монополию.
До революции писателем Леонидом Андреевым - другом Максима Горького - было дано определение интеллигентного человека как такового, который не мог терпеть унижения от «сильных мира сего», обладал изнуряющей обостренной совестью, и, сколь пьяным бы ни был, все равно оставался культурным и воспитанным.
Интеллигентному человеку с вышеперечисленным набором качеств жить всегда было нелегко. Но после провозглашения Советской властью диктатуры пролетариата ему вообще пришлось выживать. По определению выдающегося советского деятеля Луначарского, чтобы осознавать себя подлинным интеллигентом, необходимы три университетских диплома: первый – дедовский, второй – отцовский, третий – свой собственный. Однако наличие в семье трех документов об образовании ничего не гарантирует – ни развитого интеллекта, ни наличия внешней и внутренней культуры. Несостоятельно упомянутое определение и по той причине, что вряд ли после революционных расстрелов, эмиграционных волн, репрессий, ссылок и Гулага в Советской России остались даже такие формально интеллигентные семьи. Но это место пустовало недолго, советским интеллигентом был просто назначен тот, кто профессионально занимался не физическим, а умственным трудом.
Конечно, оставался кое-где еще в стране настоящий образованный и культурный люд, не смирившийся с властью и лелеющий в душе возвышенные чувства. Его прототипы часто встречаются на страницах произведений Федина, Толстого, Булгакова, Зощенко и других, но в среде победившего хама такие люди были обречены на вымирание.
Правда, двадцатый век (во второй своей половине) явил миру достойных и интеллигентных своих представителей, взращенных диссидентской и художественно-литературной богемной средой. Все они прошли путь духовного преобразования, опирающегося на внутреннюю свободу и лучшие отечественные образцы литературы, музыки и живописи дореволюционного и советского периода.
Приведенные в данной статье определения, конечно, не являются исчерпывающими. Ищите, пытливые читатели, пользуясь своей интеллектуальной свободой и руководствуясь мыслью и совестью.