Основные направления философии 19 века и возникновение позитивизма

Если рассматривать основные направления современной философии, то, безусловно, одно из самых заметных мест в развитии философского знания занимает позитивизм. Прежде чем перейти к анализу данной философской доктрины, следует указать те истоки, которые легли в основу этого направления, сыгравшего и играющего заметную роль в познании мира.

В конце 19 века довольно широкое распространение получила иррационалистическая философия, которая определяла в качестве господствующего фактора процесса познания бессознательное, чувственное, иррациональное начало. Основными познавательными ресурсами в иррационализме объявляются немыслительные аспекты - воля, чувства, интуиция. Не последнее место в перечне познавательных источников иррационалисты отводят бессознательному, мистическому озарению, которое А. Шопенгауэр – один из виднейших представителей этого направления – объявлял вообще единственным источником познания.

Дальнейшее развитие философии и особенно естественных наук показало ограниченность иррационального подхода, его неспособность участвовать в построении адекватной времени научной картины мира. Не смогли преодолеть возникшего кризиса в философском знании и те основные направления в философии, которые сложились примерно одновременно с иррационализмом. Философия жизни, как философская доктрина, была, несомненно, положительным явлением с точки зрения рассмотрения жизни людей и общества в ее целостности и динамике. Но она также скатывалась к иррациональному, когда речь заходила о поиске причин, которые побуждают человека к действию. Представители этого учения считали, что жизнь — это хаотический поток, который не имеет объективной целесообразности, а значит, и говорить о каких-либо закономерностях познания, как части самой жизни, нет смысла.

Герменевтики внесли огромный вклад в развитие научной методологии, особенно это касается вопросов, связанных с методами исследования текстов и их интерпретации. Однако и здесь обнаруживается влияние иррационального – любая жизненная информация представляется как способ существования познающего ее субъекта-интерпретатора. Одним словом, интерпретатор трактует историю и реальность исходя из собственного их понимания.

Такие основные направления философии конца 19 – начала 20 веков как экзистенциализм и субъективизм, психоанализ сводили познавательную сферу лишь до пределов бытия отдельной человеческой личности, в ходе которого она может определять себя таким или иным образом.

Значительным прорывом в решении проблем философского кризиса стало появление и разработка принципов позитивизма. Исходным положением данного учения является утверждение об ошибочности опоры на общенаучные принципы в познании, как это предполагали прежние основные направления философии. Позитивизм утверждает факт – как единственно верный источник познания, при этом оговаривая условия, что этот факт должен быть полностью очищен от оценочных нагрузок и подтверждаться экспериментальными методами (метод верификации).

Основоположником позитивистского направления в философии считается французский энциклопедист Огюст Конт, который еще вошел в историю научной мысли как основатель социологии как науки в классическом понимании этого значения. За время своего существования, позитивизм прошел четыре основных этапа в развитии. Это - одна из отличительных черт позитивизма, если некоторые основные направления философии этого времени или не могли выстоять под градом критики, и, по сути, превращались в опровергнутые теории, то позитивизм находил ресурсы и новые методологические приемы обоснования своих базовых принципов. Например, когда классические версии раннего позитивизма были поставлены под сомнение в связи с бурным развитием естественных наук, они были довольно оперативно критически переосмыслены Э. Махом и Р. Авенариусом. Махизм стал второй исторической формой позитивизма, в которой на первое место выходит критический опыт. Именно поэтому данное направление имеет еще одно название - эмпириокритицизм. Далее появились уже такие формы позитивистской философии, как неопозитивизм и постпозитивизм, видными представителями которых были Р. Карнап, Б. Рассел, К. Поппер,  разработавшие совершенно оригинальные методологические обоснования познавательного процесса.

Например, неопозитивисты считали, что основные направления философии предназначены, прежде всего, для логического анализа метода науки, который выступает основным средством получения достоверной информации. Постпозитивисты пошли еще дальше, предметом их интереса стали вопросы возникновения теоретического знания, проблемы научного консенсуса и продвижения знания. Постпозитивизм более лоялен к философии и ее роли в познании.

Самое главное достижение постпозитивизма – обоснование отсутствия обязательной обусловленности достоверности возможностью проверки научного факта. Именно отсюда вытекает важнейший вывод о характере развития всей современной науки – она имеет в своем развитии взлеты и падения, однако общий вектор направлен в сторону совершенствованию научного знания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.