Иметь представление о развитии философии необходимо всем образованным людям. Ведь это основа особой формы познания мира, которая вырабатывает систему знаний о самых общих характеристиках, фундаментальных принципах бытия, предельно-обобщающих понятиях, отношении человека и мира. На протяжении всего существования человечества задачей философии считалось изучение общих законов развития общества и мира, самого процесса мышления и познания, нравственных ценностей и категорий. Фактически философия существует в виде большого количества разнообразных учений, многие из которых противостоят и дополняют друг друга.
Зарождение философии
Развитие философии началось практически одновременно в нескольких частях земного шара. В греческих средиземноморских колониях, Индии и Китае в VII-VI веках до нашей эры впервые началось формирование рационального философского мышления. Не исключено, что более древние цивилизации уже практиковали философское мышление, но никаких работ или доказательств, которые могли бы это подтвердить, не сохранилось.
Отдельные исследователи считают древнейшими образцами философии афоризмы и пословицы, сохранившиеся от цивилизаций Месопотамии и Древнего Египта. При этом считается несомненным влияние этих цивилизаций на греческую философию, на мировоззрение самых первых философов. Среди источников зарождения философии Арсений Николаевич Чанышев, занимавшийся этой проблемой, выделяет науку мифологию и "обобщение обыденного сознания".
Общим элементом развития и возникновения философии стало формирование философских школ. По схожей схеме происходило становление индийской и греческой философии, а вот развитие китайской сдерживалось из-за консервативного общественно-политического устройства общества. Изначально хорошо проработаны были только области политической философии и этики.
Причины
Развитие философии - это обобщение существующих типов человеческого мышления, которые отражают существующую действительность. До определенного момента реальных причин для ее возникновения не существовало. Впервые они начинают формироваться в первое столетие до нашей эры. Появляется целый комплекс причин, связанных с гносеологическими и социальными.
Рассказывая кратко о развитии философии, остановимся на каждой группе причин. Социальные проявляются:
- в формировании подвижной социальной классовой структуры;
- в появлении разделения физического и умственного труда, то есть впервые формируется класс людей, которые постоянно занимаются мыслительной деятельностью (аналог современной интеллигенции);
- происходит территориальное социальное разделение на две части - город и село (в городе аккумулируется человеческий опыт и культура);
- появляется политика, развиваются межгосударственные и государственные связи.
Есть три подтипа гносеологических причин:
- появление науки, а именно: математики и геометрии, которые основаны на определении единого и всеобщего, обобщении действительности;
- возникновение религии - это приводит к нахождению в ней единой божественной сущности и духовного сознания, в которых отражается вся окружающая действительность;
- формируются противоречия между религией и наукой. Философия становится своеобразным посредником между ними, духовный триединый комплекс обслуживает формирование человечества - это религия, наука и философия.
Существует три особенности развитии философии. Изначально она возникает как плюралистическая, то есть идеализм, материализм, религиозная философия.
Затем она возникает в двух основных типах - рациональная и иррациональная. Рациональная опирается на теоретическую форму изложения, науку и социальную проблематику. В результате греческая философия стала духовным выражением всей западной культуры. Восточная иррациональная философия опирается на полухудожественную или художественную форму изложения и вселенскую проблематику, определяя человека как космическое существо. А вот с точки зрения греческой философии, человек - социальное существо.
Этапы развития философской мысли
Существует несколько этапов развития философии. Их краткую характеристику приведем в этой статье.
- Первый исторический этап развития философии - период ее становления, который пришелся на VII-V века до нашей эры. В этот период ученые стремятся осознать сущность мира, природы, устройства космоса, первопричины всего, что их окружает. Яркими представителями являются Гераклит, Анаксимен, Парменид.
- Классический период в истории развития философии - это IV век до нашей эры. Сократ, Аристотель, Платон и софисты осуществляют переход к изучению человеческой жизни и гуманитарной проблематике.
- Эллинистический период развития философии - III век до нашей эры - VI век нашей эры. В это время на первый план выходит индивидуальная этика стоиков и эпикурейцев.
- Философия Средневековья охватывает достаточно большой временной пласт - с II по XIV века. Именно в этот исторический этап развития философии появляются два основных источника. Это установки монотеистической религии и идеи античных мыслителей прошлого. Формируется принцип теоцентризма. Ученых преимущественно беспокоят вопросы о смысле жизни, душе, смерти. Принципом откровения становится божественная сущность, обнаружить которую удается только при помощи искренней веры. Философы массово толкуют священные книги, в которых ищут ответы на большинство вопросов мироздания. На этом этапе развитие философии это три стадии: анализ слова, патристика и схоластика, то есть максимально рациональное толкование различных религиозных идей.
- XIV-XVI века - философия эпохи Возрождения. В этот период развития философии мыслители возвращаются к идеям своих античных предшественников. Активно развивается алхимия, астрология и магия, которые в то время мало кто считает лженауками. Сама философия прочно связывается с новой космологией и развитием естествознания.
- XVII век - время расцвета новейшей европейской философии. Многие науки оформляются отдельно. Разрабатывается метод познания, основанный на чувственном опыте. Разуму удается очиститься от некритичного восприятия окружающей действительности. Это становится ключевым условием достоверного знания.
- Английская философия просвещения XVIII века занимает особое место в периодах развития философии. Просвещение появляется в Англии параллельно зарождению капитализма. Выделяются сразу несколько школ: юмизм, берклианство, концепция здравого смысла шотландской школы, деистический материализм, который подразумевает, что Бог после сотворения мира перестал принимать участие в его судьбе.
- Век Просвещения во Франции. В это время начинается становление и развитие философии, во время которого на первый план выходят идеи, ставшие идеологической основой будущей Великой Французской революции. Двумя главными лозунгами этого периода стали прогресс и разум, а его представителями Монтескье, Вольтер, Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Руссо.
- Немецкая классическая философия дает возможность анализировать разум в познании, достигать свободы. В представлении Фихте, Канта, Фейербаха, Гегеля, Шеллинга познание превращается в активный и самостоятельный творческий процесс.
- В 40-е годы XIX века происходит становление и развитие философии в направлении исторического и диалектического материализма. Его основателями становятся Маркс и Энгельс. Их главная заслуга состоит в открытии неосознаваемой мотивации человеческих действий, которое обусловлено материально-экономическими факторами. В этой ситуации социальными процессами движет экономическая необходимость, а борьба между классами обусловлена стремлением владеть конкретными материальными благами.
- Во второй половине XIX века развивается неклассическая философия. Она проявляется в двух крайних ориентациях: критическая проявляется в нигилизме по отношению к классической философии (яркие представители - Ницше, Кьеркегор, Бергсон, Шопенгауэр), а традиционалистская пропагандирует возврат к классическому наследию. В частности, речь идет о неокантианстве, неогегельянстве, неотомизме.
- В процессе развития философии Новейшего времени яркими проявлениями становятся ценностная окраска и антропологизм. Главный вопрос, который их беспокоит, - как придать смысл человеческому существованию. Они выступают за уход от рационализма, ставят под сомнение лозунг победы разума над косностью природы и несовершенством окружающего их общества.
В таком виде можно себе представить историческое развитие философии.
Развитие
Одно из первых понятий, которым заинтересовались философы, стало развитие. Современному представлению о нем предшествовали сразу две идеи развития в философии. Одна из них была платонической, которая определяла данное понятие как развертывание, которое позволяет проявлять возможности, заложенные в зародыше, с самого начала, исходя из имплицитного существования к эксплицитному. Вторая идея заключалась в механическом понятии развития как количественного увеличения и совершенствования всего сущего.
Уже в представлении о социальном развитии философии Гераклит изначально сформулировал положение, в котором подразумевал, что все одновременно существует и не существует, так как все постоянно изменяется, находится в непрерывном процессе исчезновения и возникновения.
К этому же разделу можно отнести идеи развития рискованным приключением разума, которые в XVIII веке излагал Кант. Многие области было просто невозможно представить как развивающиеся. К ним относится органическая природа, небесный мир. Кант применил данную идею, чтобы объяснить возникновение Солнечной системы.
Одной из главных проблем методологии истории и философии является исторической развитие. Его следует отличать от телеологической идеи прогресса, как и от естественнонаучного понятия эволюции.
Философия развития для человека стала одной из центральных тем.
Направления
Как только цивилизованный человек научился осознавать себя в окружающем мире, у него сразу появилась потребность теоретически определить систему отношений между универсумом и человеком. В связи с этим в истории этой науки существует несколько основных направлений развития философии. Два основных - это материализм и идеализм. Также существует несколько разнообразных течений и школ.
В основе такого направления развития философии, как материализм, лежит материальное начало. Сюда можно отнести воздух, природу, огонь, воду, алейрон, атом, непосредственно материю. В связи с этим человек понимается, как порождение материи, которая развивается максимально закономерно. Он атрибутивен и субстанциален, обладает уникальным собственным сознанием. В его основе лежат не духовные, а материальные явления. При этом бытие человека определяет его сознание, а образ жизни непосредственно влияет на его мышление.
Яркими представителями данного направления считаются Фейербах, Гераклит, Демокрит, Гоббс, Бэкон, Энгельс, Дидро.
В основе идеализма духовное начало. К нему относятся Бог, идея, дух, некая мировая воля. Идеалисты, среди которых стоит выделить Канта, Юма, Фихте, Беркли, Бердяева, Соловьева, Флоренского, определяют человека как порождение духовного начала, а не объективно существующего мира. Весь предметный мир в этом случае считается произведенными от объективного или субъективного. Сознание определенно осознает бытие, а образ жизни определяется мышлением человека.
Философские течения
Теперь разберем самые крупные и популярные из существующих философских течений. Рибо, Декарт, Липпс, Вундт относятся к дуалистам. Это устойчивое философское течение, в основе которого лежат два самостоятельных начала - одновременно и материальное, и духовное. Считается, что они существуют параллельно, одновременно и в то же время независимо друг от друга. Дух не зависит от тела и наоборот, мозг не считается субстратом сознания, а психика не зависит от нервных процессов в мозге.
Основной принцип диалектики заключается в том, что в человеке и универсуме все развивается по законам взаимодействия противоположностей, с переходом от качественных изменений к количественным, с поступательным движением от низшего к высшему. В диалектике как раз выделяют идеалистический подход (его представители Гегель и Платон), а также материалистический (Маркс и Гераклит).
Смысл метафизического течения состоит в том, что и в человеке, и в универсуме все либо устойчиво, статично и постоянно, либо все постоянно изменяется и течет. Такого взгляда на окружающую действительность придерживались Фейербах, Гольбах, Гоббс.
Эклектики предполагали, что в человеке и универсуме есть что-то изменчивое и постоянное, а есть абсолютное и относительное. Поэтому никогда ничего определенного о состоянии объекта сказать просто нельзя. Так считали Джеймс и Потамон.
Гностики признавали вероятность познания объективного мира, а также способность сознания человека адекватно отражать окружающий его мир. К ним относились Демокрит, Платон, Дидро, Бэкон, Маркс, Гегель.
Агностики Кант, Юм, Мах отрицали вероятность познания человеком мира. Они даже ставили под сомнение саму возможность адекватно отражать мир в человеческом сознании, а также познавать мир в целом или его причинах.
Скептики Юм и Секст Эмпирик утверждали, что не существует однозначного ответа на вопрос о познаваемости мира, так как существуют непознанные и познанные явления, многие из них могут быть таинственными и загадочными, есть и мировые загадки, которые человек просто не в состоянии осознать. Философы, относившиеся к этой группе, постоянно сомневались во всем.
Монисты Платон, Маркс, Гегель и Фейербах давали объяснение всему окружающему миру исключительно на основании единственного принципа идеального или материального. Вся их система философии была построена на едином общем основании.
Позитивисты Мах, Конт, Шлик, Авенариус, Карнап, Рейхенбах, Мур, Витгенштейн, Рассел определяли эмпириокритицизм, позитивизм и неопозитивизм как целую эпоху, которая отражала идеи, означающие все позитивное, подлинное, то, что может быть получено в ходе синтетического объединения результатов частных наук. При этом саму философию они рассматривали как особую науку, способную претендовать на самостоятельные исследования действительности.
Феноменологи Ландгребе, Гуссерль, Шеллер, Финк и Мерло-Понти становились на субъективно идеалистическую позицию в системе "человек-универсум". Свою философскую систему они строили на интенциональности сознания, то есть его направленности на объект.
Экзистенциалисты Марсель, Ясперс, Сартр, Хайдеггер, Камю и Бердяев давали двойственную оценку системе "человек-универсум". Они определяли ее с атеистической и религиозной точки зрения. В конечном счете они сходились в том, что постижение бытия является нерасчлененной целостностью объекта и субъекта. Бытие в этом смысле представляется как непосредственное данное человечеству существования, то есть экзистенция, конечной точкой отсчета которой является смерть. Время, которое отводится на жизнь человеку, определено его судьбой, связано с сущностью экзистенции, то есть смертью и рождением, отчаянием и судьбой, раскаянием и деянием.
Герменевты Шлегель, Дильтей, Хайдеггер, Шлейермахер и Гадамер имели особое видение взаимоотношений между человеком и универсумом. В герменевтике, по их мнению, было основание всех наук о философском аспекте природы, духе, историчности человека и исторического познания. Любой, кто посвящал себя герменевтике, был в состоянии дать максимально прозрачное описание ситуации, если избегает ограниченности и произвола, а также вытекающих из него неосознанных ментальных привычек. Если человек ищет не самоутверждения, а понимания другого, то готов признать собственные ошибки, вытекающие из неподтвержденных предположений и ожиданий.
Персоналисты представляли немецкую, русскую, американскую и французскую систему философских взглядов. В их системе присутствовал приоритет в философском осмыслении действительности человеком. Особое внимание уделялось личности в ее вполне конкретных проявлениях - действиях и суждениях. Персона, сама личность в данном случае являлась базовой онтологической категорией. Основным проявлением ее бытия были волевая активность и деятельность, которые сочетались с непрерывностью существования. Истоки личности коренились не в ней самой, а в бесконечном и едином божественном начале. Эту философскую систему развивали Козлов, Бердяев, Якоби, Шестов, Мунье, Шелер, Лендсберг, Ружмон.
Структуралисты совершенно по-своему воспринимали человека и универсум. В особенности их восприятия действительности было выявление совокупности отношений между элементами единого целого, которые в состоянии сохранить свою устойчивость в любых ситуациях. Науку о человеке они вовсе представляли невозможной, исключение - полное абстрагирование от сознания.
Отечественная школа
Исследователи всегда выделяли, что важной особенностью возникновения и развития русской философии всегда было обусловлено перечнем культурологических и исторических факторов.
Еще одним ее важным источником было православие, которое формировало важнейшие духовные связи с мировоззренческими системами остального мира, в то же время позволяло проявлять специфику отечественной ментальности по сравнению с Востоком и Западной Европой.
В формировании и развитии русской философии большая роль принадлежит нравственно-идеологическим основаниям древнерусских народов, которые получили выражение в ранних эпических памятниках славян и мифологических традициях.
Особенности
Среди ее особенностей выделяли то, что вопросы познания, как правило, отодвигались на второй план. При этом отечественной философии был свойственен онтологизм.
Другая ее важнейшая черта - антропоцентризм, так как большинство вопросов, которые она была призвана решать, рассматривались через призму проблем конкретного человека. Исследователь отечественной философской школы Василий Васильевич Зеньковский отмечал, что эта черта проявилась в соответствующей моральной установке, которую соблюдали и воспроизводили практически все русские мыслители.
С антропологизмом связаны и другие черты философии. Среди них стоит выделить склонность к акцентированию внимания на этической стороне решаемых вопросов. Сам Зеньковский называет это панморализмом. Многие исследователи делают акцент на неизменных социальных проблемах, называя в связи с этим отечественную философию историософичной.
Этапы развития
Большинство исследователей считает, что отечественная философия зародилась в середине первого тысячелетия нашей эры. Как правило, вести отсчет начинают с формирования религиозных языческих систем и мифологии славянских народов того периода.
Еще один подход связывает возникновение философской мысли на Руси с утверждением христианства, некоторые находят основания, чтобы отсчитывать начало русской истории философии с укреплением Московского княжества, когда оно стало главным культурными и политическим центром страны.
Первый этап развития русской философской мысли продолжался до второй половины XVIII века. В это время произошло зарождение и развитие отечественного философского мировоззрения. Среди его представителей выделяют Сергия Радонежского, Иллариона, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Филофея.
Второй этап формирования и становления отечественной философии пришелся на XVIII-XIX века. Именно тогда появилось русское просвещение, его представители Ломоносов, Новиков, Радищев, Феофан Прокопович.
Григорий Саввич Сковорода сформулировал бытие, состоящие из трех миров, к которым он относил: человека (микрокосм), Вселенную (макрокосм) и мир символической реальности, который объединял их воедино.
Наконец, свой вклад в развитие русской философии внесли идеи декабристов, в частности, Муравьева-Апостола, Пестеля.
Современный период
Развитие современной философии в России фактически продолжается со второй половины девятнадцатого века. Вначале все развивалось в двух противоборствующих направлениях. Сначала обозначилось противостояние славянофилов и западников. Одни считали, что у страны собственный уникальный путь развития, а вторые были за то, чтобы на пути прогресса страна перенимала зарубежный опыт. Среди ярких представителей славянофилов нужно вспомнить Аксакова, Хомякова, Киреевского, Самарина, а у западников - Станкевича, Грановского, Герцена, Кавелина, Чаадаева.
Потом появилось материалистическое направление. В нем выделялся антропологический материализм Чернышевского, позитивизм Лаврова, естественнонаучный материализм Мечникова и Менделеева, анархизм Кропоткина и Бакунина, марксизм Ленина, Плеханова, Богданова.
Фактически в противовес им выступали представители идеалистического направления, к которым себя относили Соловьев, Федоров, Бердяев, Булгаков.
В завершение темы стоит непременно отметить, что отечественная философия всегда отличалась разнообразием течений, направлений и воззрений, которые нередко совершенно противоречили друг другу. Но лишь в своей совокупности они сегодня отражают всю глубину, сложность и оригинальность идей великих русских мыслителей.