Автомобили повышенной проходимости в настоящее время представляют один из наиболее популярных классов. Например, на российском рынке они занимают около 40%. В местных условиях внедорожники особо востребованы. В конце ХХ в., когда таких моделей было относительно немного, их считали престижными как тип. С ростом количества автомобильных классов и их смешиванием многообразие как машин в целом, так и именно внедорожников существенно возросло. И теперь определить самый крутой джип совсем непросто.
Особенности
В настоящее время понятие «джип», или «внедорожник», сильно размыто. Это обусловлено смешиванием классов автомобилей, которое началось к концу прошедшего века. До этого машины четко подразделяли на легковые и внедорожные. Однако в конце 90-х гг. производители стали смешивать их, чтобы получилась как можно более универсальная машина. Джип стал обретать черты легковых моделей. Первым по данному пути пошел Mercedes Benz, выпустив модель ML в 1997 г. В следующем году к нему присоединился Lexus, запустив в производство RX, а в 1999 г. — BMW с X5. В отличие от традиционных внедорожников данные модели были ориентированы на эксплуатацию на твердых дорогах, а по проходимости лишь немного превосходили обычные легковые машины. Это объясняется тем, что данные автомобили построили на легковых платформах, поэтому они имели несущий кузов, упрощенные системы полного привода, плохую геометрию. Такие машины стали называть паркетными внедорожниками, или кроссоверами. Со временем появились модели, имеющие моноприводные варианты.
Критерии
Так как современные автомобили стали очень универсальными и многофункциональными, но при этом разнообразными, выделить среди них самый крутой джип непросто. Значительно легче определить его по одному параметру среди машин одного класса. И даже таким образом сложно выявить конкретную модель, так как из-за серьезной конкуренции машины могут быть очень близки по параметрам.
К тому же в любом случае крутость является субъективной характеристикой. Поэтому, ввиду того, что данная статья составлена на основе как технических характеристик, так и представлений общественных масс о престижности различных моделей, данная в ней информация может не совпадать с персональными мнениями.
Внедорожники
Традиционный большой джип рамной конструкции может быть ориентирован на два качества. Это проходимость и комфорт.
Проходимые
Первоначально именно проходимость являлась основной характеристикой для внедорожников. На ее основе они и появились. Такие традиционные модели имеют рамную конструкцию, подключаемый полный привод, нередко короткий трехдверный кузов для улучшения геометрии, тяговитый дизельный или бензиновый двигатель, понижающий ряд в трансмиссии, межосевые и межколесные блокировки. При этом они отличаются очень простыми интерьерами, где почти не уделено внимание комфорту. К настоящему времени таких машин почти не осталось. К ним можно отнести лишь Jeep Wrangler, Suzuki Jimny и UAZ Hunter. Хотя данных моделей всегда было немного. Из ранее выпускаемых машин можно отметить Land Rover Defender, производство которого прекратили в начале текущего года. Самый крутой джип из выпускаемых сейчас — первый. Остальные две модели бюджетны, а Wrangler является не только функциональным, но и престижным автомобилем.
Комфортные
Обычно машина такого типа представляет собой большой джип, превосходящий по размеру рассмотренные выше автомобили. От них данные модели отличаются комфортабельными салонами, отделанными на уровне премиальных легковых автомобилей с использованием высококачественных материалов. К тому же они имеют множество электронных систем, ориентированных как на комфорт, так и на проходимость. По последнему параметру эти джипы обычно немного уступают рассмотренным выше моделям, но все же на высоком уровне. К таким машинам можно отнести Lexus LX, Range Rover, Mercedes Benz G, Cadillac Escalade. Из старых моделей это Hummer H1 и H2, Lamborghini LM002 и Infiniti QX (текущее поколение с несущим кузовом).
Универсальные
Такие варианты не принадлежат к элитным автомобилям, но имеют достаточно комфортный интерьер и проходимость на уровне машин предыдущего типа. При этом они весьма престижны. Наиболее крутой среди этих моделей в СНГ считают Toyota Land Cruiser. Также следует отметить многочисленные американские полноразмерные SUV вроде Chevrolet Tahoe. В былые времена среди данного класса высоко ценились Mitsubishi Pajero (хотя он меньше) и Nissan Patrol, которые сейчас перешли на несущие кузова.
Кроссоверы
Как было отмечено, многие из этих машин можно считать легковыми моделями повышенной проходимости. Они имеют несущие кузова, упрощенные системы полного привода. Сейчас таких моделей значительно больше, чем традиционных внедорожников. Хотя в основном среди крупных машин встречаются классические джипы, перешедшие на несущие кузова, которые по функциональным качествам все еще относят к внедорожникам (например, Nissan Patrol). Среди кроссоверов много как крутых, так и массовых экономичных моделей.
Крупные и средние
Из крупных моделей наиболее крутыми считают Infiniti QX, Mercedes Benz GLS.
Также весьма престижны среднеразмерные премиальные кроссоверы, с которых и начался данный класс автомобилей. А именно: Infinity FX, Lexus RX, Audi Q7, Mercedes Benz GLE, BMW X5/X6, Porsche Cayenne, Jaguar F-pace, Range Rover Sport. Ранее высоко ценились Jeep Grand Cherokee и Land Rover Discovery, которые появились задолго до всех названных моделей, но затем были оттеснены ими на второй план.
Спортивные
Преимущество кроссоверов перед внедорожниками состоит в почти легковой управляемости. Поэтому среди них много спортивных вариантов, большинство из которых представлено форсированными модификациями названных выше моделей. Это Infinity FX50, Mercedes Benz GLE AMG, BMW X5/X6 M, Jeep Grand Cherokee SRT, мощные версии Porsche Cayenne и Jaguar F-Pace. Хотя существуют и более эксклюзивные автомобили изначально спортивной ориентации: Maserati Levante и Bentley Bentayga.
Среди данных моделей, несмотря на их многообразие, все же можно выделить самый крутой джип хотя бы по скоростным характеристикам. Это кроссовер Bentley, так как в настоящее время он является самым быстрым автомобилем этого класса, опережая Porsche Cayenne, занимавший ранее это место.
Тюнинг
Однако при выборе автомобиля, даже из приведенных моделей, все равно существует шанс встретить на дороге почти такой же. Поэтому распространено мнение о том, что создать по-настоящему крутую машину можно лишь путем тюнинга.
Тюнинг джипов, как и прочих автомобилей, можно подразделить на внешний и функциональный.
Модификации последнего типа также имеют несколько направлений для внедорожников: проходимость, динамика, комфорт.
Проходимость
При таком тюнинге применяют доработки, повышающие способности автомобиля к преодолению бездорожья. Для классических внедорожников особо важна данная характеристика. Джип первоначально предназначался именно для этого.
Обычно внедорожные улучшения начинают с изменения ходовой части. Такой тип тюнинга предполагает модификацию прежде всего колес и подвески.
Простейший вариант — установка внедорожных шин, которые повышают сцепные свойства на грунтах.
Следующий этап — лифт (увеличение дорожного просвета). Проще всего сделать это, установив проставки и колеса большего диаметра. Таким образом можно лифтовать лишь рамные модели джипов. Более сложное и при этом эффективное решение — лифт-комплект подвески, включающий усиленные пружины и более длинные амортизаторы. Это повышает не только дорожный просвет, но и ходы подвески. Особо сложный способ — установка портальных мостов. Однако это требует изменения трансмиссии и применимо далеко не ко всем автомобилям.
Также следует доработать трансмиссию. Основные усовершенствования для внедорожников — блокировки дифференциалов и межосевые блокировки.
Первые позволяют оптимально распределять крутящий момент по колесам во время пробуксовки. Существует несколько вариантов таких устройств: дифференциалы повышенного трения, автоматические и ручные блокировки, самоблокирующиеся дифференциалы, обгонные муфты. Для грамотного тюнинга необходимо знать их особенности, так как одни приспособления неэффективны на бездорожье, а другие затрудняют дорожную эксплуатацию.
Межосевые блокировки служат для оптимального распределения крутящего момента между осями.
Наконец, можно усовершенствовать кузов. Это предполагает установку силовых элементов, представленных защитными листами, силовыми бамперами и порогами. Листы служат для защиты двигателя, трансмиссии, рулевых тяг и прочих агрегатов от ударов снизу. Бамперы и пороги прикрывают кузов.
Повышение производительности двигателя менее распространено во внедорожном тюнинге, чем в спортивном. Обычно так модифицируют модели джипов, имеющие изначально недостаточные характеристики. Причем внедорожный тюнинг двигателей отличается от спортивного. Повышения производительности достигают аналогичными методами, но используют другие настройки: если для спорта важно увеличить мощность, то для бездорожья большее значение имеет тяговитость.
Существует обширный ассортимент дополнительного оборудования для внедорожников.
Нередко подготовленные джипы оснащают лебедками для самовытаскивания. Желательно установить по одной спереди и сзади.
Также очень полезное устройство для преодоления бездорожья — компрессор для подкачки колес. Он позволяет быстро и удобно изменять давление в них для различных условий.
Для преодоления бродов необходимо установить на автомобиль шноркель. Эта деталь представляет собой выведенный наверх воздухозаборник двигателя, тот, что имеет под капотом стандартная машина. Джип также желательно оснастить гидроизоляцией проводки и вывести наверх сапуны трансмиссии.
Прочий тюнинг
Модификации других направлений (динамика, комфорт) внедорожников осуществляют теми же методами, что используют для легковых автомобилей.
В любом случае путем тюнинга можно создать самый крутой джип даже из простой изначально модели.