Проект Рогунской ГЭС в Таджикистане начал реализовываться в 1976 году, когда советский Госстрой утвердил соответствующие документы. За разработку плана отвечал ташкентский «Гидропроект». С самого начала стало ясно, что строительство этой ГЭС будет крайне сложным. Станция должна была возводиться в трудных природных условиях Средней Азии.
Проблемы проекта
Рогунской ГЭС угрожало и угрожает несколько факторов. Во-первых, это высокая сейсмичность региона. Малые землетрясения происходят здесь регулярно. Они не страшны для ГЭС, но если неожиданный катаклизм окажется слишком сильным (как это было в далеком 1911 году), тогда под угрозой разрушения окажется важнейший элемент плотины – ее створ.
Во-вторых, строителям пришлось пробивать строительные тоннели в непрочных и рыхлых горных породах. В-третьих, под дном реки Вахш находится разлом, в котором содержится каменная соль. Появление плотины может привести к просачиванию воды и размыванию пластов. Конструкторам Рогунской ГЭС пришлось учитывать все эти факторы. Отказываться от строительства станции советские руководители не хотели, так как она должна была играть важную экономическую роль в жизни Средней Азии.
Советский долгострой
Хотя строительство Рогунской ГЭС отличалось множеством сложностей, гидростроителям удалось найти решения, которые помогли смягчить все острые углы. Воду посчитали нужным подавать под высоким давлением вокруг пласта каменной соли, в то время как в сам пласт будет подаваться насыщенный раствор. Данное решение было самым приемлемым в сложившейся обстановке. Благодаря ему предполагалось избежать растворения соли.
Землетрясения – страшные бедствия. Об этом не понаслышке знает каждый человек в Таджикистане. Рогунская ГЭС проектировалась из расчета, что ей удастся выдержать любое землетрясение. Для этого тело плотины сделали рыхлым и сложно структурированным. Для сердцевины использовали суглинок и галечник. Делалось это для того, чтобы мягкие породы заполняли пустоты и трещины, возникающие при землетрясении.
Начало работ
Первые строители прибыли в Рогун осенью 1976 года. Площадки для их работы были сооружены на высоте больше 1 тысячи метров. Место, выбранное для Рогунской ГЭС, на тот момент было достаточно глухим. Расстояние между стройплощадкой и ближайшей железнодорожной станцией составляло 80 километров. Оборудование, необходимое для новой инфраструктуры, поставляли со всей страны. Гидротурбины и трансформаторы изготавливались на Украине, в то время как в далеком Свердловске делали гидрогенераторы. За состав сооружений Рогунской ГЭС отвечало более 300 советских предприятий.
Город Рогун, в котором поселились строители станции, был возведен с нуля. Многоэтажные дома, детский сад, школа – всего этого не было здесь до того, как начали осуществлять амбициозный энергетический проект. Отопление зданий осуществлялось электрическими котельными.
Строители начали сооружение ГЭС с пробивания туннелей в рыхлых непрочных породах, где было большое давление. После того как производилась вырубка и черновая обработка, эти туннели подвергались тщательному бетонированию. Всего планировалось пробить 63 километра. Строители шли навстречу друг другу с двух сторон. Вырубка велась и в середине. Для этого использовались дополнительные шахты.
Туннели и плотина
На протяжении десяти лет находившаяся в зачаточном состоянии Рогунская ГЭС, фото со строительства которой стали попадать в советские газеты, практически не менялась, так как все это время велось пробивание туннелей. Для ускорения работы и экономии денег было решено использовать не классические карьерные грузовики, а огромные конвейеры. По подсчетам специалистов, таким образом казне удалось сохранить около 75-85 миллионов рублей.
Возведение плотины началось в 1987 году. 27 декабря была перекрыта река Вахш. В 1993 году высота перемычки составляла уже 40 метров, а длина тоннелей достигла 21 километра. Трансформаторный и машинный залы были почти полностью готовы. Однако работы так и не удалось завершить. Из-за распада СССР, появления экономических проблем и других факторов стройку законсервировали.
Авария 1993 года
В 1993 году Рогунская ГЭС пережила серьезную аварию. Через несколько лет после перекрытия русла реки Вахш произошел размыв строительной перемычки. Виной тому послужили мощнейшие паводки. В результате незавершенные водоотводящие тоннели и помещения машинного зала были затоплены.
Разумеется, любая ГЭС должна справляться с нагрузками, даже если они вызваны небывалыми паводками. В ходе разбирательства выяснилось, что катастрофы не произошло бы, если бы не организационные просчеты руководства, ответственного за строительство. Сегодня Рогунская ГЭС (август 2016 стал для нее еще одним месяцем активных подготовительных работ) имеет других собственников, однако в 1987 году формальным заказчиком было «Таджикглавэнерго». Между этой структурой и дирекцией строительства произошел конфликт. В результате его Министерство энергетики СССР отстранило от работы людей, прежде ответственных за соблюдение сроков. Неразбериха и путаница привели к тому, что перекрытие реки произошло слишком рано. Организаторы торопились, опасаясь срыва сроков, однако время показало, что такая спешка оказалась ошибкой.
Аналогичные происшествия
Рогунскую ГЭС чаще всего сравнивают с другой ГЭС в Таджикистане – Нурекской. Эта гидроэлектростанция была запущена в 1979 году. В ходе эксплуатации на ней произошло несколько незначительных аварий.
Гораздо болезненнее сравнения Рогунской ГЭС с Саяно-Шушенской. Произошедшая на последней авария носила ярко выраженный техногенный характер. Тогда погибло 75 человек. Строители и подрядчики Рогунской гидроэлектростанции убеждают, что учли опыт этих катастроф, и ГЭС больше не столкнется с аварийными ситуациями, как это произошло в 1993 году.
Современный этап
Из-за сложной обстановки в Таджикистане Рогунская ГЭС на протяжении десяти лет пребывала в замороженном состоянии. Только в 2004 году власти страны заключили с российским «Русалом» договор о продолжении работ по возведению станции. На средства компании было проведено осушение затопленных залов. Однако дальнейшее сотрудничество сторон натолкнулось на серьезные проблемы. Компания и правительство не могли договориться о технических сторонах проекта, в том числе о высоте плотины и о ее конструкторском типе. В 2007 году договор с «Русалом» был расторгнут.
После этого власти Таджикистана решили закончить строительство гидроэлектростанции, обратившись за помощью ко Всемирному банку. В 2010 году было подписано соглашение о международной экспертизе проекта. Ее подрядчиком стала швейцарская компания. Было создано открытое акционерное общество «Рогунская ГЭС». Сегодня именно оно продолжает строительство гидроэлектростанции.
Недовольство Узбекистана
Почти завершенная Рогунская ГЭС, мощность которой составляет 3600 мегаватт, представляет собой гидроэлектростанцию, относящуюся к приплотинному типу. В здании установлено шесть гидроагрегатов. После завершения плотина образует новое водохранилище. Высота ГЭС – 335 метров (если проект все-таки будет реализован, гидроэлектростанция станет самой высокой в мире). По оценкам специалистов, стоимость строительства составляет более 2 миллиардов долларов.
Состояние Рогунской ГЭС сегодня вызывает критику с самых разных сторон. Основные претензии сводятся к выбору места плотины, то есть тем рискам, которые были известны еще в советское время. Однако ответственные лица убеждают, что селевые и оползневые процессы, сейсмическая активность и другие природные факторы никак не повредят гидроэлектростанции.
Больше всего критики слышно со стороны властей Узбекистана (река Вахш является притоком Амударьи, протекающей по территории Узбекистана). Это значит, что нарушение одного стока может повлиять на экологическую ситуацию в соседней республике. Правительство Узбекистана несколько раз выражало свое несогласие с международными комиссиями, заявлявшими о том, что ГЭС все-таки можно достроить.
Экологический фактор
Возможные нарушения эксплуатации или строительства Рогунской гидроэлектростанции могут вызвать экологические и социальные риски. В Узбекистане, где течет Амударья, ситуация усугубляется высыханием Аральского моря, вызванным неправильным использованием природных ресурсов в советское время.
Строительство дамб всегда способствует ускорению эрозии почв. Еще больше проблем создаст затопление земель, расположенных на территории предполагаемого водохранилища. Изменение режима стока реки повлияет не только на течение, но и на температурный режим. Водохранилища заиливаются, что приводит к появлению органических и минеральных наносов. Они обогащают почву, однако ухудшают плодородие в нижнем течении реки (то есть в Узбекистане).
Атом и консорциум
Споры порождают предложения об альтернативах решениях энергетических и экологических проблем региона. Так, Узбекистан даже пытался привлечь Россию и Евросоюз к участию в новом проекте по строительству общей АЭС, которая могла бы покрывать нужды сразу нескольких стран Средней Азии (в том числе даже Пакистана, Афганистана и Индии). Пока что эта инициатива ни к чему не привела.
Само собой, что в подобном глобальном вопросе решения принимают чиновники. Однако настоящие специалисты, в первую очередь экологи, считают, что конфликт вокруг станции слишком политизирован. Проблема заключается в том, что каждая страна относится к своей реке как к собственности, в то время как все водные ресурсы Средней Азии связаны между собой внутри единой речной системы, ведущей к Аральскому морю. Именно поэтому экологи предлагают создать энергетический консорциум, в который, помимо Таджикистана и Узбекистана, должны войти Казахстан, Киргизия, Туркмения и Афганистан. Однако до сих пор никаких реальных шагов в этом направлении сделано не было.
Рогун и Сарез
Некоторые противники строительства Рогунской электростанции предлагают направить ресурсы на другой проект, связанный с Сарезским озером. Оно возникло в 1911 году после катастрофического землетрясения и обвала горных пород, в результате чего образовалась естественная дамба, перекрывшая русло реки Бартанг. Озеро также относится к бассейну Амударьи. Если по какой-то причине (например, из-за повторного землетрясения) естественная дамба разрушится, колоссальная волна дойдет вплоть до Аральского моря, причинив непоправимый ущерб многим городам сразу трех стран (Таджикистана, Туркмении и Узбекистана).
Многие экологи предлагают использовать ресурсы Сарезского озера в энергетических целях, таким образом и избавив республику от дефицита, и прекратив конфликт с соседями. Рогун, ГЭС (2016 год стал для нее юбилейным), Сарез - все эти объекты продолжают вызывать споры и острые дискуссии. Сторонники Сарезского проекта убеждают, что за сотню лет там уже сложился экологический баланс, а это значит, что его водные ресурсы можно использовать без ущерба для природы. В случае с Рогуном «стресс» окружающей среде еще предстоит испытать, даже если запуск произойдет по всем правилам.
Важность гидроэлектростанции
Уже на протяжении многих лет Таджикистан испытывает серьезные проблемы с углеводородными энергоресурсами. В частности, с этой проблемой связаны многочисленные конфликты с Узбекистаном и «газовые войны» соседей.
Именно поэтому Рогунская гидроэлектростанция так важна для республики, испытывающей постоянный энергетический дефицит. Подобными доводами защищает проект сам Таджикистан. Рогунская ГЭС (2016 год – уже 40 год строительства вместе с перерывами) остается идеей фикс для небогатой страны, вливающей в нее все свои ресурсы.