Избирательные округа и избирательные участки представляют собой территории, на которых осуществляется голосование. Они создаются в соответствии с конституционными, федеральными, региональными законами, а также муниципальными нормативными актами. Рассмотрим далее, как происходит формирование избирательных округов, избирательных участков.
Признаки
Избирательные округа и избирательные участки обладают рядом отличительных черт. В первую очередь необходимо отметить, что голосование на этих территориях осуществляется гражданами. Это означает, что образование избирательный округов, избирательных участков не допускается на ненаселенной местности. При этом необходимо отметить один нюанс. В качестве избирательного округа может выступать только та территория, на которой живут граждане РФ. В соответствии с законодательством, голосование населения осуществляется непосредственно. Нормами предусматриваются правила, по которым осуществляется распределение избирательных участков по избирательным округам. Оно должно быть таким, чтобы границы первых не выходили за пределы вторых.
Избирательные округа, участки, комиссии: специфика
Необходимо отметить ряд особенностей, характерных для территорий, на которых осуществляются выборы. В первую очередь нужно сказать, что избирательные округа и избирательные участки создаются на основании разных нормативных актов. Порядок для первых устанавливается исключительно федеральным, конституционным законодательством. Избирательные участки формируются главами местных администраций муниципальных районов не позже 45 дней до начала голосования. При этом во внимание принимаются данные о количестве голосующих. Создание участков осуществляется по согласованию с комиссиями из расчета не больше 3 тыс. граждан на одну территорию.
Созыв последних осуществляется по предложениям от политических партий, прочих общественных объединений, представительного органа МО, собрания граждан по месту работы, проживания, учебы или службы. Создание участковых комиссий осуществляется вышестоящими территориальными структурами. В соответствии с требованиями законодательства, последние назначают не менее 1/2 от общего количества членов УИК. Количество участников, обладающих решающим голосом, зависит от численности голосующих граждан на конкретной территории:
- До 1001 – 3-9 членов.
- От 1001 до 2001 – 7-12.
- Больше 2000 – 7-16.
Исключения
Избирательные округа и избирательные участки отличаются друг от друга по территориальному признаку. Первые создаются исключительно в РФ. Избирательные участки могут образовываться за пределами страны, в местах временного проживания граждан, отдаленных и труднодоступных районах, в воинских частях, на судах, находящихся в плавании в день голосования, на полярных станциях. Территории для выражения волеизъявления населения создаются в иностранных государствах при проведении выборов в органы госвласти руководством диппредставительств либо консульств. В этом случае требование о максимальном количестве голосующих граждан может не применяться. В районах временного пребывания (в санаториях, больницах, домах отдыха и проч.), в отдаленных, труднодоступных местностях, на судах в плавании, а также на полярных станциях образование избирательных участков производится не позже 5 дней до даты голосования.
Классификация
Она существует только для округов. Разделение осуществляется в зависимости от количества лиц, за которых проводится голосование. Таким образом, округа могут быть много- и одномандатными. Кроме этого, классификация проводится по принципу, который лежит в основе их создания. По этому критерию округа подразделяют на административно-территориальные и территориальные. Существует и дополнительное разделение по используемой выборной системе. Она может быть мажоритарной, пропорциональной, смешанной.
Характеристика
Одномандатным называют округ, в котором выбирается один депутат. Такие территории создаются при голосовании по мажоритарной системе. Одномандатным всегда будет округ, в котором проходит голосование за президента или должностное лицо МО. На голосование может выставляться несколько кандидатов. В этом случае округ будет многомандатным. В бюллетене присутствует несколько фамилий, напротив которых гражданин ставит в квадрате знак (галочку). Выборы также проводятся по мажоритарной системе. Разница состоит в том, что у гражданина столько голосов, сколько кандидатов в бюллетене.
Правила создания
Избирательные округа формируются в соответствии с данными о численности граждан, зарегистрированных на территории. Их схема определяется не позже 80 дней до начала голосования. В ней обозначаются их границы, приводится список административно-территориальных единиц (МО, населенных пунктов), включенных в каждый округ. Если эти районы входят только частично, это должно быть обозначено в схеме. Кроме этого, указывается номер каждого округа, расположение комиссий или только той из них, на которую возлагаются основные полномочия, а также количество избирателей. Представительный муниципальный/госорган утверждает схему не позже 20 дней до окончания срока назначения голосования. При этом он вправе вносить корректировки в схему.
Избирательные округа и избирательные участки Москвы и Московской области
Их схема утверждается постановлением облдумы. В 2016 г. были внесены изменения в принятый в 2015 г. нормативный акт. Корректировке подверглись некоторые адреса избирательных участков. Красногорский избирательный округ 120, например, включал в себя одноименный муниципальный район. Кроме этого, в него входил Истринский МР с городскими и сельскими поселениями, такими как Дедовск, Истра, Павло-Слободское, Обушковское, Ивановское. Избирательные округа и избирательные участки Москвы были не так многообразны. Первые, как правило, совпадают территориально с АО. К примеру, избирательный округ участка №58 располагается в ЦАО, на 2 Красносельском пер., д. 18.
Голосование в 2016 г. в Абхазии
На территории Республики было сформировано 9 участков. Они располагались в таких городах, как Сухум, Гагра, Пицунда, Гудаута, Очамчыра, Ткуарчал, Гал, а также в п. Бамбора. При этом некоторые места для голосования были приписаны регионам РФ. Так, например, избирательные участки по Даурскому одномандатному округу охватывали граждан, территориально находящихся в пределах таких городов, как Гал, Ткуарчал, Очамчыра, и одноименных районов.
Основные требования
При образовании округов должны выполняться определенные условия. Среди них следует отметить:
- Соблюдение примерного равенства одномандатных округов по количеству голосующих с допустимым отклонением от средней нормы не больше чем на 10%, в отдаленных, труднодоступных местностях – не более 30%. Иное правило предусмотрено для второй категории территорий. При формировании многомандатных округов соблюдается приблизительное равенство голосующих на 1 мандат. При этом определяются допустимые отклонения. Они устанавливаются – не больше 10% от средней нормы, умноженной на количество мандатов по данному округу. Для труднодоступных, отдаленных местностей этот показатель увеличивается до 15%.
- При создании округов в районах компактного проживания малочисленных коренных народностей допустимое отклонение может быть выше указанного в законодательстве предела. При этом показатель не должен быть больше 40%.
- Избирательный округ формируется на единой территории. Недопустимо его создание на местностях, не граничащих друг с другом. Исключение составляют анклавные территории.
При соблюдении последнего пункта учитывается административное устройство региона или МО. Список отдаленных, труднодоступных районов определяется законодательством субъекта, вступившим в действие до даты официального обнародования решения о назначении голосования.
Особые случаи
Приведенные выше требования могут не выполняться, если назначены выборы в федеральные органы госвласти, иные госструктуры, а законодательство при этом предусматривает обязательность формирования не менее 1 избирательного округа в границах каждого региона РФ. Вместе с этим положения первого предложения могут не выполняться. В частности, такое допускается при формировании в пределах АО, включенного в состав другого региона РФ, одного избирательного одномандатного округа, в состав которого входит указанный АО полностью при проведении выборов депутатов представительного (законодательного) органа госвласти субъекта. Если реализация положений первого предложения повлечет за собой создание территории для голосования, в которую будут входить части более одного МО, разрешено отклонение от средней нормы не больше чем на 20%. Аналогичное правило действует в тех случаях, если возникает вероятность формирования округа, включающего в себя площади одного/нескольких МО и часть другого муниципалитета. Данное положение относится к созданию территорий для голосования при выборе депутатов представительного (законодательного) института госвласти региона.
Дополнительно
Обнародование (опубликование) схемы округов, включая их графическое изображение, возлагается на соответствующий представительный орган государственной/муниципальной власти, избирательную комиссию, отвечающую за организацию выборов. Оно осуществляется не позже 5 дней после утверждения. При образовании многомандатных округов количество мандатов, которые должны распределяться в нем, не должно превышать 5. Из этого правила, однако, есть исключения. Ограничение не применяется при назначении выборов в органы территориальной власти другого МО в округе, сформированном в пределах избирательного участка.
Заключение
В целом система формирования избирательных округов и избирательных участков достаточно проста. При создании территорий для голосования уполномоченные структуры руководствуются в первую очередь административным делением, существующим в стране. Кроме этого, во внимание принимается численность граждан, живущих в той или иной местности. Участки для голосования всегда меньше округов. Они могут создаваться не только непосредственно на территории РФ, но и за ее пределами.
Также допускается формирование участков на судах, находящихся в плавании (они включаются в состав округов по месту приписки корабля). Голосование проводится также в воинских частях, на полярных станциях. Эти избирательные участки включаются в округа по месту их расположения. При организации выборов уполномоченные органы ставят задачу охватить как можно большее количество населения. Для того чтобы избиратели знали, где им следует реализовывать свое право, публикуются схемы расположения участков. За рубежом голосование организуется на территории диппредставительств и консульств.