Мажоритарная система – победа большинства

Современное конституционное право предоставляет населению выбор, каким образом осуществлять свое право назначать органы власти в государстве. Такое действие получило название избирательный процесс, выражаемый в одном из типов систем: мажоритарной, пропорциональной или смешанной.

Мажоритарная система сегодня - это наиболее предпочтительная модель выборов представителей органов власти, существующая в развитых государствах. На её основе формируются органы представительной власти в Канаде, США, Австралии, Японии и многих других странах. В чем заключается привлекательность и эффективность данного типа?

Мажоритарная система выборов – сущность и типология.

Большинство голосов – именно данное правило является основным при функционировании данной избирательной системы. Фактически мажоритарная система выборов предусматривает, что за определенного кандидата должно быть отдано предусмотренное Конституцией или законодательством о выборах количество голосов, при котором кандидатура будет принята большинством выборщиков.

Упоминание о количестве голосов не случайно. В зависимости от него различают три вида данного типа избрания:

  • абсолютного большинства – согласно ему кандидат на должность считается избранным в том и только в том случае, при котором в его пользу отдаст голоса половина населения, имеющего право выбирать, плюс один человек;
  • относительного большинства – избрание по данной схеме подразумевает наличие простого большинства голосов, чем у других кандидатов; 
  • квалифицированного большинства – законодательство страны четко фиксирует порог, достижение которого становится достаточным для победы в выборах.

Однако стоит отметить, что не существует идеального воплощения какого-либо варианта в законодательстве большого числа государств. Как правило, типы входят во взаимодействие на различных этапах выборов или на различных их уровнях. Мажоритарная система допускает такие действия, в особенности, если речь идет о высших органах власти. Ярким примером «сплава» первого и второго типов является избрание президента Франции. Первый тур считается единственно необходимым только в том случае, если кандидат набирает абсолютное число голосов. Если этого не происходит, то второй тур проводиться между кандидатами, занявшими первое и второе место, согласно системе относительного большинства.

Мажоритарная система - неоднозначное по эффективности действие. К числу достоинств смело можно отнести установление в государстве стабильной двух – трех партийной системы. А вот сильнейшим недостатком может служить игнорирование мнения той части населения, что проголосовала за аутсайдеров выборов.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы – точки расхождения.

Что собой представляет мажоритарная избирательная система, было рассмотрено выше. Относительно пропорциональной избирательной системы нужно отметить, что, в противовес первой, она базируется на выборе не конкретного кандидата, а партии. Большинство правоведов и политологов склоны думать, что именно при пропорциональной системе выборов наиболее полно раскрывается избирательная карта государства. Весомым противоречием с мажоритарной системой является скрупулезный подсчет голосов и определение их количеством доли представительства в органах власти.

Мажоритарная система не обладает т. н. «порогом избрания». В отличие от неё, пропорциональная в большинстве случаев все же определяет таковой. Но делается это для того, чтобы не допустить прохождения в избираемые органы партий и независимых кандидатов, вес которых в политической жизни слишком низок.

Несмотря на расхождения в своих процессах, мажоритарная и пропорциональная избирательные системы зачастую функционируют одновременно, образую своеобразный подтип – смешанную избирательную систему. Данный симбиоз становится все более привлекательным в странах, территория которых богата местами компактного проживания определенных народов.

В итоге, мажоритарная система предстает как совокупность приемов избрания, при которых один кандидат обязан заручиться поддержкой большинства электората. Такая система превосходно подходит для выборов единолично представляемых органов государственной власти (к примеру, Президент во Франции, или сенаторы в США), но имеет ряд весомых недостатков для избрания коллективных органов (Парламент или местные советы).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.