Хормейстер - это человек, который руководит хором и дирижирует пением всех его членов. Он - флагман команды, задающий направление, регулирующий ход исполнения композиции. Этот человек всегда знает, каким будет следующий взмах его руки.
Зарождение
Хормейстер - это дирижер, который вместе с музыкантами и вокалистами репетирует и разучивает партии. Корни этой профессии можно найти еще в Древней Греции. Именно тогда и появилось хоровое пение во время спектаклей. Вместе с ним развивались и новые творческие профессии. Такой «народный хор» сопровождал дирижер, который рассказывал зрителям о том, что будет происходить в определенном акте.
Особое внимание руководителю коллектива начали уделять в середине ХІХ века. Тогда хормейстера называли и головщиком, и регентом, и даже кантором или капельмейстером. Близкие функции мог выполнять также руководитель капеллы. Он состоял при певческих школах и церквях. Но потом руководителю церковного хора отдали отдельную нишу для работ и назвали его регентом.
Стоит отметить, что до ХІХ века дирижер не стоял к залу спиной, как это принято сейчас. Тогда он управлял коллективом, не видя его, усложняя при этом задачу для себя и коллег.
Хор
Позже, во время активного развития музыки, исполнительства и современного искусства начала активно развиваться интересующая нас профессия. С этого момента руководитель-хормейстер всегда возглавляет певческие коллективы, не зависимо от того академический это или народный хор. Также он берет на себя ряд дополнительных функций.
В частности, он выступает, как дирижёр академического оркестра. Сегодня, кроме художественной работы, руководитель хора обязан обеспечивать коллективу высокий уровень творческой деятельности, хорошее звучание, командный дух. Важно помнить, что каждый участник ансамбля звучит по-разному, и каждый был обучен разным приемам звучания. Поэтому руководитель хора должен выработать единое направление для всех, чтобы получить качественное вокальное пение.
Чтобы понять, в чем заключена суть работы такого профессионала, важно разобраться и в том, кем он руководит. Хор - это не ансамбль, трио, квартет и так далее. Его главное отличие от остальных видов пения заключено в наличии минимум двух-трех человек, которые исполняют одновременно одну и ту же партию. Также хор может петь в сопровождение аккомпанемента или без него (а-капелла). Сопровождение может проводиться практически любыми музыкальными инструментами, одним из них или даже целым оркестром.
Задачи
Хормейстер - это профессионал с колоссальным уровнем подготовки. Он должен прекрасно ориентироваться в вопросах вокальной культуры и постановке голоса, а также в технике приемов, способах управления командой певцов и т. д. Хормейстер – это человек, который обязан хорошо и четко владеть не только чужими исполнениями, но и своим голосом. Он должен иметь отличное представление о каждом этапе технологии звукообразования, знать музыкальные приемы и уловки, иметь большой опыт и передавать его всей группе.
Дирижёр должен познать технику пластических жестов и творческого подхода к работе, проявлять неординарный подход к каждому заданию. Поэтому стоит знать, что управление хором во время выступления – это только вершина айсберга работы дирижера. Большую часть своего времени и сил этот человек проводит на репетициях при разучивании новых произведений. Также на плечи хормейстера чаще всего ложится подбор репертуара для коллектива, выбор новых участников, прослушивание и разбор на части всех произведений.
Расположение
Хорошему мастеру необходимо уметь ориентироваться в мире музыки и многообразии произведений, отлично знать теорию чтения хоровых произведений. Профессионал также с легкостью определяет, какого голоса не достает его хору, прослушивает кандидатов и выискивает новые «вокалы». Руководитель должен правильно разместить участников хора на сцене (от этого во многом зависит звучание), правильно подобрать каждому партии и органично сочетать всех певцов по тембру и силе голоса.
Перед началом разучивания каждой новой музыкальной постановки хормейстер должен объяснить каждому члену группы его задачу, прорепетировать партию и уладить все детали.
Дирижер академического хора и его жесты
Все чаще хормейстеры отказываются и от всем привычной палочки. Современные мастера знают, что дирижер должен владеть техникой отлично, а вот указывать направления звучания хору можно и плавными кистями рук. Кроме того, хормейстерам разрешено дополнять свои действия легкими передвижениями головы и тела. Каждый взмах руки - это условный жест, который может указывать на смену темпа или ритма, регулирование громкости, силы звучания хора и прочих аспектов исполнения произведения.
Поэтому хормейстер - это дух и сила любого хора, его основа и начало. Без описанного человека десятки и сотни участников группы могут остаться беззвучными и безликими. Даже один промах хормейстера может стать крахом для всего коллектива.