Брянский автозавод в советское время был почти закрытым предприятием. Официально там выпускались тяжелые гусеничные тракторы. Вторым и основным направлением этого комбината являлось производство техники военного предназначения. Уже с середины 60-х годов здесь проектировались и создавались принципиально новые трехосные плавающие шасси с полным приводом.
Подобная схема с тремя разнесенными мостами позволяла продолжать движение даже при выходе из строя одного из блоков. Наиболее популярной основой для размещения «легких» военных систем стала заднемоторная серия БАЗ-5937. Эта модификация с бортовой трансмиссией и крайними управляемыми парами колес использовалась для производства самоходных машин, комплексов «Оса», «Точка».
Особенности
Шасси БАЗ-5937 имеют полузакрытый корпус, надежно защищенный от попадания воды, изготовлен он из стали. В его фронтальной части размещен блок управления, в середине предусмотрена камера для специфического оборудования, а в корме находится совмещенное моторно-трансмиссионное отделение.
Рама встроенного типа, элементы усиления крышки, ребра жесткости и стойки – детали, которые придают корпусу характеристики по дополнительной прочности. Устойчивость и перемещение на плаву гарантируется парой водометных агрегатов. Транспортные спецсредства первых серий заметно отличаются по специфической притупленной форме носовой части. Стоит добавить, что эти машины не оснащены боковыми окошками в кабине, а это ограничивает обзор и может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Идентичное расположение базовых осей связано с желанием равномерно распределить колесные нагрузки, а также повысить показатели проходимости рассматриваемого шасси.
Силовая установка
Для контроля поворотного радиуса техники колеса на крайних осях являются направляемыми. Подобная схема снизила сопротивляемость при криволинейном движении. Военный автомобиль БАЗ-5937 имеет шестицилиндровый дизельный силовой агрегат 5Д20Б-300 (производитель - Барнаульский транспортный машиностроительный завод).
Мощность мотора составила триста лошадиных сил, используется система охлаждения жидкостного типа. Конструктивная особенность расположения радиатора заключается в его горизонтальном монтаже над мотором. Запуск установки производится двойным способом: электростартером или при помощи подачи воздуха из баллона высокого давления.
Трансмиссия и КПП
Коробка передач БАЗ-5937 оснащена встроенным дифференциалом, крутящий момент передается при помощи механики, имеется бортовая схема рассредоточения мощности. Трансмиссионный блок направлен на взаимодействие с колесами обоих бортов.
Блок подвески колес – независимого типа, торсионный, оборудован поперечными рычагами. Такая конструкция дает возможность значительно повысить плавность хода, а также развить скоростной показатель по бездорожью и пересеченной местности. Колеса оснащены системой корректировки воздушного давления. Тормозной узел представляет собой колодочную, герметизированную комплектацию с усилением пневмогидравликой.
Рулевое управление
Данный конструкционный блок имеет принцип действия червячного типа с гидравлическим усилителем, плавучесть средства обеспечивают заслонки водометов и непосредственно колеса. Показатель грузоподъемности шасси находится в пределах 7,5 тонн. При этом предельная скорость движения по дорогам - 70 км/час, на плаву - 8 километров в час.
Дополнительное оборудование, имеющееся на базе шасси БАЗ-5937:
- Фильтровентиляционная установка общего типа.
- Тепло-вентиляционная система ОВ-65Г.
- Узлы отлива воды.
- Танковые переговорные приспособления "Р-124".
- Автоматическая противопожарная система «Роса».
- Устройства радиационной разведки и специальной обработки информации.
- Наблюдательные приборы "ТНПО170А" для передвижения по воде, устройства ночного видения.
Кроме того, на базе шасси устанавливалось автономное электроснабжение с газовой турбиной.
Прочие характеристики
При обзоре военного автомобиля БАЗ-5937, технические характеристики которого позволяли его использовать как в армейских целях, так и на местах стихийных бедствий, следует отметить еще ряд показателей. К ним относятся следующие:
- Оснащение шестнадцатью карданными валами, передающими крутящий момент на одноступенчатые бортовые и колесные редукторы.
- Наличие сухого двухдискового сцепления и блока отбора мощности на генератор, насос и компрессор.
- На все шесть колес устанавливается широкопрофильная камерная резина «ИД-Б284» (1200*500/508).
- Имеется система регулировки внутреннего давления в шинах (1-4 кгс/кв. см).
- Бак для горючего размещен слева перед задним колесом, его вместимость составляет 320 литров.
Чтобы понять, какая коробка передач на БАЗ-5937, следует отметить, что она механического типа, имеет пять ступеней, взаимосвязана с двухрежимной раздаточной системой, которая оснащена симметричным межбортовым дифференциалом с блокировкой.
Исторические факты
Стартовые партии имели укороченные корпуса и плоскую лобовую панель, при этом световые элементы монтировались в защитных ограждениях с боков контрольного отсека. С развитием серийного выпуска единственными внешними изменениями машины БАЗ-5937 стала удлиненная фронтальная остроносая часть остова с вмонтированными фарами, а также добавочные окна кабины по углам, позволяющие увеличить обзорность.
Объединяет все варианты единый размер колеи - 2,27 м, клиренс – 43 см, радиус поворота – 12 м. Техника успешно преодолевала рвы по два метра, тридцатиградусный подъем. Усредненный расход горючего – порядка 40 литров на сотню километров.
Прототипы рассматриваемой техники разработаны в 1969–1970 годах. Серийный выпуск официально утвержден в 1972 г. Готовые модификации проходили тестирование на герметичность в специальной дождевой камере или на открытых водоемах. К стандартным минусам всех машин относится повышенный износ шин и низкая экономичность силовой установки.
Заключение
Как свидетельствуют отзывы владельцев, автомобиль БАЗ-5937, описание которого приведено выше, показал себя надежным транспортным средством на суше и воде. Его предназначение не ограничилось транспортировкой легкого и специального военного оборудования. Благодаря высокой проходимости, маневренности, техника широко используется для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.
Востребованность на протяжении многих лет специальному транспортному средству, произведенному на Брянском автозаводе, обеспечила надежная конструкция, широкий спектр применения, возможность использования его на суше и воде.