Известная теория потребностей Маслоу сразу привлекла к себе широкое внимание научного сообщества, публицистов, общественности. Нельзя даже однозначно ответить на вопрос, почему она стала столь популярной. Или благодаря довольно оригинальной научной трактовке социально-экономических реальностей современного мира, или же достаточно вольным обращением с канонами научного анализа, из-за чего приобрела, в какой-то степени, скандальный характер.
Абрахам Маслоу – известный американский психолог прошлого века изложил основы своей теории в середине пятидесятых годов, в период достаточно серьезного кризиса социальной науки, который она переживала после окончания Второй мировой войны и не могла ответить на вопросы, касающиеся места человека в развивающемся постиндустриальном обществе. Основной труд ученого - «Мотивация и личность»- стал своеобразной попыткой переосмыслить систему социальных отношений в рамках складывающейся новой, прежде всего, экономической реальности. Поэтому теория маслоу стала востребованной представителями многих отраслей научного знания, экономистами, социологами, психологами. Весьма прочно она вошла в некоторые политологические построения, особенно в той части, где ученый делает выводы о необходимости жесткой институциализации политических отношений ради стабильного экономического развития государств.
В самом простейшем виде концепцию Маслоу следует представлять как учение, состоящее из двух достаточно автономных доктрин.
Первая из них - теория иерархических потребностей - приобрела популярность при разработке моделей постиндустриального развития, наиболее полно она отражена в так называемой теории общества всеобщего благоденствия, а, кроме того, она стала неотъемлемой частью современного экономического образования в качестве раздела макроэкономического анализа.
Другая область научного наследия - теория личности маслоу, основу которой составляет гипотеза личностного развития основанного на иерархии потребностей человека. Ее значимость состоит в том, что Маслоу удалось достаточно показательно провести историко-социальный экскурс генетического развития общества в его органической связи с развитием каждого отдельного индивида и исследованием мотивов этого развития.
Научные рассуждения Маслоу были построены на утверждении о том, что человеческие потребности обладают совершенно одинаковым генезисом, а потому их система взаимосвязи и взаимодействия имеет одно общее свойство – иерархичность. Суть этой гипотезы проще можно представить таким образом, что какими бы не были различными потребности разных социальных групп и отдельных индивидов, в этих системах всегда присутствует своя внутренняя иерархия. Ода достаточно сложна и многообразна, поэтому Маслоу классифицирует потребности по определенным признакам и выделяет пять основных групп, опосредованных различными мотивами. Кроме того, теория маслоу предполагает и классификацию самих мотивов, в которой они рассматриваются как дефицитарные и бытийные.
К первой категории автор концепции относит те мотивы, которые подвигают человека к деятельности по удовлетворению жизненно необходимых потребностей – в еде, отдыхе, сне и т.д.
Бытийные мотивы направляют человека получать удовольствия, приобретать более высокие статусы, реализовывать свои замыслы. Эти мотивы отчетливо проявляются только тогда, когда потребности, мотивы первой группы не актуальны. В этом и состоит первая сторона иерархической модели потребностей Маслоу.
Сами же потребности теория маслоу классифицирует на пять основных групп, они не просто распределены по неким признакам, а выстроены в строго определенном иерархическом порядке, которому Маслоу придал форму пирамиды.
В основании данной пирамиды лежат физиологические потребности, то есть, те, которые инициируют мотивацию к деятельности по добыванию пищи и других атрибутов физического жизнеобеспечения.
На втором уровне Маслоу расположил потребности связанные с обеспечением безопасности.
На следующем «этаже» пирамиды Маслоу располагаются потребности социально-физиологического порядка, связанные с общением, сексуальным удовлетворением, размножением.
Потребности, которые актуализируются в социальной самости человека, в пирамиде Маслоу находятся на четвертом уровне.
И, наконец, потребностям в самоактуализации человека, его творческой самореализации, теория маслоу отводит место на самой вершине пирамиды.
Данная система динамична и взаимообусловлена: достижение определенного уровня в удовлетворении потребностей естественным образом выступает мотивом для удовлетворения потребностей следующего.
В более позднем периоде научной деятельности Маслоу перешел от ранжирования потребностей к их простой классификации на потребности нужды и развития.