ОАО «Зеленодольский судостроительный завод имени Горького» – гордость Татарстана. На предприятии более 120 лет производят гражданские и военные корабли, выполняют ремонт и обслуживание судов различного класса.
История
Зеленодольский судостроительный завод функционирует с конца XIX века. 10.10.1895 года решением казанского Министерства путей сообщений в Паратском затоне построены судоремонтные мастерские. После Октябрьской революции часть цехов Ижорского и Балтийского заводов перемещены в Паратск, где был образован Волжский механический автономный судостроительный завод, в 1922 переименованный в «Красный металлист».
Предприятию в 1932 присвоено имя Максима Горького. В 1934 завод получил свой первый оборонный заказ: началась постройка речных бронекатеров по проектам 1124 и 1125. В годы ВОВ 2800 работников из пятитысячного коллектива ушли на фронт.
В 60-х освоен выпуск знаменитых «Метеоров» - теплоходов, оснащенных «подводными крыльями». Всего выпущено 356 единиц. Наработанные конструкторские решения позволяют заводу и сегодня оставаться лидером по разработке отечественных скоростных судов.
Сегодня Зеленодольский судостроительный завод – это современное предприятие, способное воплотить в металл самые передовые идеи конструкторов и инженеров. С 2005 является частью холдинга «Ак-Барс».
Передовые технологии
Производственно-техническая база на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького позволяет строить корабли среднего и малого типов. Общая численность работающих - порядка 5 000 человек. На предприятии внедрены прогрессивные принципы позиционно-поточной постройки судов, начиная от запуска металла в производство и заканчивая сдачей построенных плавсредств.
Широко применяется программируемое оборудование, станки с ЧПУ. Компьютеризация позволяет вырезать из металла и обрабатывать детали практически любой конфигурации. На этапе сборки и сварки корпусов использует лучшее сварочное оборудование мирового класса. Здесь применяется сварка:
- автоматическая под флюсом;
- полуавтоматическая в среде защитных газов.
Со знаком качества
Корабль – сложное инженерное сооружение. Необходимо, чтобы построенные суда были на ходу в любых неблагоприятных условиях. К качеству узлов и комплектующих предъявляются самые серьезные требования. Все металлоконструкции проходят ультразвуковой контроль, что гарантирует отсутствие брака, скрытых трещин, неоднородностей материалов.
Заключительный этап строительства судов – сборка, монтаж оборудования и сдача объекта заказчику. На Зеленодольском судостроительном заводе работники проводят трогательную церемонию, отправляя своего «подопечного» в большое плаванье.
Оснащение
На предприятии действуют три больших стапельно-достроечных цеха, в которых параллельно собирают как гражданские, так и военные корабли. Зеленодольский судостроительный завод А. М. Горького оснащен уникальным комплексом «Волга».
Комплекс оборудован наливной спусковой док-камерой с системой размораживания акватории в зимний период. Это позволяет осуществлять постройку, спуск плавсредств с высокой степенью готовности, а также производить швартовые испытания круглогодично.
Военная продукция
Зеленодольский судостроительный завод – признанный центр строительства сторожевых кораблей (корветов) последнего поколения, в том числе малой заметности. На базе головного СКР «Татарстан» было построено в 2014 два судна «Гепард-3.9» для нужд ВМФ России. Также заключен контракт с правительством Вьетнама на несколько кораблей данного типа.
Инженеры утверждают, что в СКР проекта 11661 воплощен весь опыт, полученный за десятилетия строительства. В задачи военного судна входят:
- дозорная служба;
- конвойные операции;
- охрана акватории;
- борьба с подлодками, воздушными и морскими целями.
На его вооружении:
- артиллерийская 76-мм система АК-176М и две крупнокалиберных установки МТПУ;
- до восьми крылатых ракет повышенной дальности «Калибр-НК»;
- противолодочное и торпедно-минное вооружение;
- ракетное вооружение («Оса», «Палаш», «Ураган», «Игла-М»);
- системы радиоэлектронной борьбы.
В проекте реализована уникальная компоновка энергетических установок. Они размещены в нескольких изолированных отсеках. Даже при затоплении двух из них СКР остается в состоянии выполнять боевые задачи.
Гражданская продукция
Бесспорно, Зеленодольский судостроительный – завод №1 в России по выпуску гражданских судов. Проект А45-1 «Лена» является одной из последних разработок предприятия. Скоростной катер глиссирующего типа способен доставить 100 пассажиров на дистанции до 650 км (максимально 70 км/час).
Первое судно А45 построено в 2006 для Венского речного пароходства. На его основе спроектирована усовершенствованная модель А45-1 – четыре катера этого проекта уже курсируют по Енисею.
Со стапелей завода сошли рыболовные сейнеры проектов РС-600 и 11006, траулеры проектов HS65T и HS45T, научно-исследовательские суда проектов 50010, 11002, 11005 и других.
Помимо плавсредств, предприятие освоило смежную продукцию. Выпускают изделия из титана, узлы и агрегаты для машиностроительного комплекса, нефтегазовое оборудование, арматуру, крупногабаритные мостовые металлоконструкции, корпусную и судовую мебель. Освоено горячее антикоррозийное цинкование стальных труб и стоек длиной до 5,3 м.
Перспективы
Сейчас Зеленодольский судостроительный завод Горького совместно с дизайн-бюро «Агат» создают скоростное гражданское судно проекта А145. В нем также применен глиссирующий принцип движения. Внешний вид катера соответствует мировым аналогам: плавные обтекаемые линии создают сходство с дорогими яхтами.
Легкий алюминиевый корпус оснащен всем необходимым для комфортного и надежного плавания пассажиров и экипажа. В центре салона с регулируемыми мягкими креслами расположен бар, большие видеопанели позволяют скоротать время. Капитанская рубка напоминает кокпит истребителя: совершенная эргономика управления, хороший обзор, обилие ЖК-мониторов. Наверху судна предусмотрена просторная обзорная площадка.
Благодаря увеличенной мощности спаренной ходовой установки (2х1440 кВт против 2х1080 кВт в модели А45-1) корабль позволит перевозить 150 пассажиров с багажом на дистанцию 200 миль (более 300 км) с максимальной скоростью на открытых участках до 40 узлов (74 км/час).
Конструкция корпуса обеспечивает устойчивое движение при волнении 4 балла. Первые два судна проекта А145 спущены в 2011 и 2012 годах. Их использовали для обслуживания гостей Олимпиады в Сочи.
Одновременно продолжается усовершенствование выпускаемых и разработка новых военных кораблей.
Сотрудничество
Основным партнером Зеленодольского завода является ВМФ – государственный заказчик, гарантирующий большой объем работ. Качество выпускаемых предприятием кораблей удовлетворяет строгим требованиям военных. Вторым по значимости заказчиком является «Рособоронэкспорт». Проект СКР «Гепард» заинтересовал многих иностранных партнеров.
Российские и зарубежные гражданские пароходства проявляют интерес к скоростным судам проектов А45-1 и А145. Большие надежды возлагаются на рыболовные плавсредства различного назначения.