Не так давно Большой дворец (Петергоф) отпраздновал свое 300-летие. На протяжении нескольких столетий бывшая летняя парадная резиденция императоров была неразрывно связана с историей страны. Приморский архитектурный ансамбль возводился в качестве грандиозного триумфального памятника, прославлявшего величие Российской Империи, которая в ходе Северной войны завоевала такой необходимый ей выход к Балтийскому морю. Большой дворец является всемирно известной достопримечательностью, которая манит к себе людей со всего мира. Созданный самим Бартоломео Растрелли памятник долгие годы восторгал публику своей роскошью и торжественностью.
Из исторических сведений о дворце
Большой дворец, Петергоф, замышлялся как загородная резиденция императора Петра Великого. Первоначально это было весьма скромное здание, которое носило название Нагорные (Верхние) палаты. Место для возведения современной достопримечательности подбирал сам Петр Великий. Монарх также обозначил и архитектурный облик дворца. Это должен был быть дворец, выстроенный в стиле, именуемом петровским барокко, который широко применялся в новой столице государства Санкт-Петербурге. Строился Петергоф на протяжении 1714-1725 годов. Сначала над его проектом работал Жан-Батист Леблон, а позже – Николо Микетти. Во времена правления Елизаветы Петровны объект был перестроен: в качестве образца была использована модель самого Версаля архитекторов Жюля Ардуэна-Мансара и Луи Лево.
Существует и другая дата создания достопримечательности. Так, Большой дворец – Петергоф - начали возводить еще в 1710 году. Но этот старт оказался в итоге провальным. Работавший над проектом архитектор Иоганн Браунштейн не учел особенностей территории, и постройка начала давать осадку. В результате строительные работы были поручены Леблону. В его проекте во внимание был взят отвод грунтовых вод, что сводило на нет оседание грунта под зданием. Новый зодчий расширил дверные проемы и окна, благодаря чему дворец стал выглядеть более величественно. Достраивать резиденцию пришлось уже Николо Микетти. Его заслугой стали симметричные галереи, предусмотренные с обоих боков по длине Петергофа.
Сегодня же мы видим дворец таким, каким в 1747-1754 годах возвел его Бартоломео Растрелли.
Красота – страшная сила
Большой дворец, Петергоф – это действительно невероятно красивое сооружение. Его называют «приверженцем» линейной симметрии, так как 300 метров базового фасада барочной конструкции объекта устремлено на Финский залив. Площадка с балюстрадой, располагающаяся на террасе дворца, служила тем местом, с которого было принято засматриваться на Большой каскад или на Морской канал. Первый в свое время отыгрывал роль дворцовой парадной лестницы.
Возведение и оформление Петергофа было продумано до самых мелких деталей, создание объекта было гениальной идеей, которая воплотилась в жизнь более чем удачно. Сам же дворец настолько изумительно вписался в окружающий ландшафт, что главный зодчий Петербурга Леблон однажды сказала о том, что достопримечательность относится к тем чудесам, которые необходимо видеть, чтобы иметь право судить об их красоте.
Общее описание
Большой дворец в Петергофе, архитектор которого указан выше, - это центр целостного архитектурного ансамбля Петергофа. Это утонченное трехэтажное строение с галереями располагается на краю природной 16-метровой террасы и достигает в длину 300 метров. Высота центральной части дворца равна 17 метрам. Она декорирована рельефным щитом с монограммой Петра I под короной императора.
Вызолоченная ваза увенчивает крышу. Церковный и Гербовый корпуса с фигурными злачеными куполами симметрично разместились с двух сторон центрального корпуса. Вращающийся флюгер, изображающий трехголового орла с раскинутыми крыльями и держащего в лапах скипетр и державу, заканчивает купол Гербового корпуса. Православный крест, поднимающийся на 27-метровую высоту, увенчивает ведущий купол пятиглавого Церковного корпуса. Одноэтажные галереи связывают центральную часть дворца с обоими корпусами.
Интересная история Растрелли
Купить билеты в Большой Дворец Петергофа стоит еще и для того, чтобы посмотреть на творчество гениального Растрелли. Великий архитектор был приглашен во дворец Елизаветой Петровной, которая едва заняв престол, начала переустраивать резиденцию. В 1745 году Бартоломео приступил к разработке новых чертежей. Центр дворца оставили таким, каким он был и при императоре Петре. Изменения коснулись боковых галерей, которые дополнили Гербовым и Церковным корпусами.
Растрелли было приказано по-особенному украсить Танцевальный зал. Он должен был быть как можно богаче, и в нем следовало использовать позолоту. Архитектор справился с заданием: он создал восхитительные хоромы, превосходившие по пышности сам Версаль. Елизавета Петровна осталась работой гения невероятно довольна, но не заплатила зодчему ни единой копейки.
30 залов дворца
В распоряжении дворца находится приблизительно 30 залов, которыми по праву может гордиться и восхищаться. Залы Большого дворца в Петергофе вместили в себе всю роскошь этого строения. Все основные комнаты здания разместились четко по «регламенту палаца» - на втором этаже. Так, к примеру, Чесменский зал являлся такой себе комнатой ожидания начала той или иной церемонии. Зеркальная галерея самого Версаля стала прообразом для обустройства Танцевального зала в Петергофе. Зеркальные поддельные окна-обманки были изюминкой подобных помещений.
Самым большим по пространству был Тронный зал. Его площадь достигает 330 метров квадратных. Эта комната была обустроена для концертов, балов и приемов официального характера. Картинный зал считается самым старым дворцовым помещением. К тому же, изначально он был и крупнейшей парадной комнатой. Среди парадных апартаментов Собственной половины были спальни, туалетные комнаты, императорские кабинеты и салоны. Только приближенным особам был открыт доступ в эти помещения.
Кабинеты во дворце
Невероятно интересной для многих туристов может оказаться экскурсия в Петергоф с посещением Большого дворца. Неимоверный восторг вызовут Китайские кабинеты и Дубовый кабинет Петра I. Первые представляют собой комнаты, лучащиеся и переливающиеся золотом, словно китайские лакированные картинки. А Дубовый кабинет сохранился в качестве исторической реликвии и восстановлен с максимальной аутентичностью.
Дворец в XIX-XX столетиях
Большой дворец в Петергофе, стиль которого обозначается как петровское барокко, с 1845 по 1850 год был немного перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером. Он занимался надстройкой восточного крыла и в итоге сделал композицию дворца уравновешенной и придал ей симметрии.
После окончания Великой Октябрьской революции дворец превратился в историко-художественный музей. Великая Отечественная война практически уничтожила достопримечательность: фашисты похитили значительную часть экспонатов музея, а дворцовое здание было подвергнуто пожару и обстрелам.
Архитекторы, историки, реставраторы и разные мастера в 1952 году собственными силами восстановили из руин Большой дворец. А в 1956 году на нем были вновь установлены золоченые купола. Портретный зал стал первой доступной комнатой для осмотра в музее Большого дворца. Случилось событие в 1964 году.
Ныне достопримечательность является историко-художественным музеем.
Экскурсия во дворец
Экскурсия в Петергоф, Большой дворец – мероприятие, которое в период высокого туристического сезона простой публике посетить довольно непросто. В это время достопримечательность занята, главным образом, иностранными туристическими группами. Март и апрель – это те месяцы в году, когда побывать в нем могут российские экскурсанты. Во все остальные месяцы объект посещают в основном группы из-за рубежа.
Билеты на экскурсию стоят недешево (от тысячи рублей). Их стоимость зависит от типа приобретаемого пропуска. Также в расчет берется то, является посетитель иностранцем или нет и его социальная принадлежность.