Санкт-Петербург, считающийся одним из самых молодых из великих городов мира, представляет собой поистине уникальный синтез эстетических направлений античности с западноевропейскими и русскими традициями. Специалисты говорят, что его художественный стиль был предопределен содержанием эпохи его зарождения. Ведь город создавался в самом начале семнадцатого века, что не могло не отразиться на его облике.
Построенный неудержимой волей одного человека – Петра Великого, он вобрал в себя все многообразие европейского зодчества. Его облик создавался в уме последнего русского царя под влиянием Франца Лефорта и Виниуса - голландских предпринимателей, которые владели огромными собраниями картин и гравюр. На них были изображены европейские и, в частности, голландские города, в которых наиболее ярко отражалась западная архитектура 17 века.
Характеристика стиля барокко
Эта архитектура, которую поклонники классического зодчества долго не воспринимали как самостоятельную, появилась в Европе на изломе позднего Ренессанса. Она была как бы его продолжением и развитием. В некоторой степени этот стиль архитектуры можно назвать возвратом к философии. Ее основными характеристиками были экспрессивность и иллюзорность. Идеи вознесения и парения, которые реализовывали архитекторы этого периода, делали строения очень живописными и насыщенными художественными деталями. Методом различных интересных приемов ими создавались поистине иллюзорные конструкции.
Общая информация
"Петровское барокко" - это термин, который историки искусства применяют к архитектурному стилю, одобренному Петром Великим. Он широко использовался для проектирования зданий в тогдашней столице - Санкт-Петербурге.
В 1697-1698 годах Петр с Великим Посольством посетил Голландию, в частности Амстердам. Этот город особенно полюбился императору с его строгими радиально спланированными улицами, концентрическими линиями у каналов. Амстердамские фасады заканчиваются узкими высокими ступенчатыми треугольными фронтонами, башнями или круглыми крышами. Традиционная голландская архитектура 17 века характеризуется декоративным использованием таких измельченных ордерных элементов, как наличники окон, карнизы, пилястры, порталы с волютами. Это давало возможность создавать нарядность и праздничный, сочетающийся со скромным и деловым образ города.
Петр был одержим идеей, чтобы Россия смогла присоединиться к цивилизованным западным странам, следуя по европейскому пути не только политического или же экономического, но и во многом культурного развития. И именно поэтому он пригласил работать в свою новую столицу многих известных архитекторов, скульпторов и художников.
Петровский манир
Уже по названию понятно, что своим появлением в нашей стране этот удивительный стиль обязан первому русскому императору. Петровское барокко стало смесью итальянского одноименного направления с ранним французским классицизмом и рококо. Каждый зодчий, приглашенный в Санкт-Петербург, представлял традиции своей архитектурной школы. Именно поэтому петровское барокко отражает не совсем ясные тенденции этого периода.
Огромное стремление Петра превратить свои города в наиболее красивые и стало причиной того, что в период его правления барокко стало основополагающим архитектурным направлением. Проектирование и постройка зданий в этом стиле, который называли также петровским маниром, в Санкт-Петербурге на ближайшие несколько столетий определили развитие зодчества.
Особенности
Первый российский император стремился отойти от византийских традиций в архитектуре. Время становления этого направления приходится на 17 век. Стиль барокко Петра при этом несколько отличается от своего европейского прототипа. И в первую очередь это – рационализм, ясность и простота.
Один из главных отличительных признаков, который характеризует петровское барокко в архитектуре, - это двухцветная окраска строений: красная и белая. Другая особенность - это плоскостная трактовка в декоре.
Первыми постройками в Петербурге были мазанки, а также деревянные строения, по своим конструкциям похожие на западный фахверк. Их штукатурка требовала покраски. Поэтому подобными конструкциями и даже кирпичной кладкой «с напуском» можно было обеспечивать лишь невысокие рельефы лепных деталей или карнизов, а также пилястр и дверных обрамлений.
Описание стиля
Петровское барокко характерно использованием элементов классического тосканского или коринфского ордеров, хотя и в весьма наивной и более архаичной трактовке. Более распространены были русские простые «лопатки», которые заменяли пилястры и колонны. Окна обрамляли профилированными наличниками – чаще всего белыми на красном фоне, имеющими характерные утолщения, ушки, с применением по верху замкового камня. Углы здания в стиле барокко, а в некоторых случаях и первые этажи, оформляли рустом.
Этот праздничный и нарядный вид зодчие дополняли множеством мелких архитектурных деталей, таких как обрамления, завитки и балюстрады. Применение над всеми выступающими частями лучковых или полукруглых фронтонов считалось обязательным. Таким образом зрительно усложнялись и обогащались линии крыш.
Столь же распространена была и установка статуй или вазонов. На скатах зодчие устанавливали люкарны. Так верхняя часть многих зданий приобретала богатый декоративный и весьма сложный силуэт.
Архитекторы барокко
Еще до основания Санкт-Петербурга Петр и его послы по всей Европе стали нанимать иноземцев: зодчих, фортификаторов, инженеров. На первом этапе все здания в городе строились именно по проектам иностранных архитекторов, которые приехали на службу в Россию. И первым среди них был Доменико Трезини, построивший самые известные здания Петербурга, которые олицетворяют петровский стиль барокко. Фото Петропавловского собора – яркое тому доказательство. Его колокольня является высотной доминантой Петербурга. Граненый позолоченный шпиль собора прорезает хмурое небо в противовес растянутым приземистым линиям невских набережных.
Аналога собора в западноевропейской архитектуре практически нет. Он перекликается только с витым шпилем, расположенным на здании биржи в Копенгагене, в основе которого тоже лежит стиль барокко. Фото последнего, однако, является еще одним доказательством того, что петербургский шпиль несколько иной: и своими размерами, и граненой формой.
К числу первых зодчих, которые создавали петровское барокко, принадлежат, помимо Трезини, и Жан-Батист Леблон, и Шлютер, и Дж. М. Фонтана, а также Микетти и Маттарнови. Все они приехали в Россию по приглашению Петра. Каждый архитектор привносил в облик сооружаемых им зданий традиции, распространенные в своей стране, азы той школы, которую представлял. Помогая осуществлять их проекты, постепенно традиции европейского барокко осваивали и местные зодчие, такие как Михаил Земцов.
Отличия от московского барокко
Петровское барокко характерно именно для Петербурга. За его пределами таких строений очень мало. В частности, это Меншикова башня, построенная в Москве, а также таллиннский дворец Кадриорг.
В отличие от нарышкинского направления в Москве, петровское, представленное резким отказом от византийских традиций, доминировавших в русской архитектуре почти десять столетий, характеризуется симметрией и уравновешенностью. Выделение центра композиции, многоцветность и сдержанность в украшении, арочные или прямоугольные оконные проемы, мансардные крыши с переломом – все эти черты стиля барокко, названного в честь первого императора, стали визитной карточкой многих строений Питера.
Яркие примеры
Сегодня туристы, приезжающие в северную столицу, имеют возможность по достоинству оценить творение рук архитекторов, творивших в ту эпоху. Петровское барокко здесь представлено многими известными строениями. Это Петропавловский собор, Александро-Невская лавра, Дом Двенадцати коллегий с летним дворцом Петра I, палаты Шлютера, дворец Меншикова, Кунсткамера, над созданием которой трудились одновременно несколько человек: Маттарнови, Киавери и Земцов. Творением последнего является также Церковь Симеона и Анны.
На Васильевском острове находится еще один пример здания в стиле барокко - первый парадный дворец в Петербурге. Это была резиденция генерал-губернатора, где устраивались приемы и проходили ассамблеи. Будучи характерным образцом богатого дворца, выходящего главным фасадом на набережную, строение тоже олицетворяет петровское барокко.
Здание Двенадцати коллегий
Неподалеку расположен еще один памятник, построенный в этом архитектурном стиле. Это Дом Двенадцати коллегий. Архитектором Трезини была весьма оригинально решена задача, поставленная Петром. У этого здания в стиле барокко, представляющего собой двенадцать аналогичных построек, расположенных в одну линию вплотную друг к другу, общий сквозной коридор, растянувшийся на триста восемьдесят метров. Каждая часть имеет отдельную крышу. При этом буквально завораживающий каскад повторяющихся фронтонов и ризалитов, пилястры и наличники на насыщенном красно-белым цветом фасаде придают строению величественный вид.
Садово-парковая архитектура
Особенности стиля барокко можно увидеть не только в зданиях, построенных в ту эпоху. Не менее интересны и дворцово-парковые ансамбли. Это, например, знакомый всем Летний сад, который был разбит по особому рисунку самого Петра; Петергофский ансамбль, в основе которого, как считают специалисты, лежат впечатления первого русского императора от его посещения Версаля. Они и сегодня представляют собой достаточно значимые памятники садово-парковой архитектуры.
Летний сад стал попыткой царя сделать из большого парка «нечто поучительное». В нем были устроены фонтаны, созвучные с темами Эзоповых басен, а в специальной галерее установили найденную при раскопках в Риме и с огромными трудностями доставленную в Россию статую Венеры – древнеримскую мраморную копию эллинистического оригинала. Посетителям сада, всем без исключения, нужно было поцеловать холодный мрамор этой языческой богини. Другие статуи и бюсты были установлены вдоль аллей, так же как и «в Версалии».
Летний дворец
Этот яркий представитель петровского барокко небольшой и исключительно простой в плане планировки. Он полностью соответствовал своей задаче - обеспечению возможности для отдыха царской семьи.
Некоторые называют этот памятник в стиле петровского барокко вследствие его маленького размера «первым русским коттеджем». Будучи и архитектором, и конструктором, Д. Трезини управлял строительством этого дворца на протяжении целых четырех лет. Барельефы снаружи сделаны по мифологической теме. Целью Трезини было увековечивание победы в Северной войне. До современников прекрасно сохранились и дошли резные дубовые и ореховые расписанные орнаменты в интерьере и живописные плафоны.
В заключение
Несмотря на то что его считают не совсем соответствующим своему названию, петровское барокко по-своему уникально. При всех явно заметных заимствованиях, этот стиль несет в себе очень много индивидуальных черт. Более того, здания той эпохи не имеют в мире аналогов, они оригинальны. Фасады строений, хоть и относительно простые, но в то же время нарядные и весьма представительные. На них нет громоздких и тяжеловесных украшений, при этом выразительность достигнута минимальными деталями.