Поэт не от мира сего, постоянно находившийся в смутном настроении и мире призрачных видений, сегодня практически забытый – Константин Фофанов. Его слегка неряшливый внешний вид, придававший схожесть с проходимцем, юродивым или нищим, никак не давал повода поверить в гениальную внутренность. Эта двойственность смущала многих, но лишь до момента, пока поэт не начинал читать стихи…
Невеселое детство
Константин Фофанов появился на свет в Петербурге в 1862 году, 30 мая. Отец был мелким купцом, вышедшим из крестьян, но будучи не сведущим в торговых делах, очень быстро потерял все состояние. Будущий поэт был одним из десятерых детей. В силу семейных обстоятельств систематического образования Константин Фофанов не получил. По несколько месяцев учился в различных частных пансионах, чуть дольше в городском училище Петербурга. В общей сложности получилось всего три класса образования.
Проба пера
Первые стихи писал, подражая Некрасову. Поэту в это время нет еще и 14. К шестнадцати он увлекается Библией, из-под его пера выходят возвышенно-народные строки. В 1881 году подобное стихотворение под вымышленным именем печатается в газете «Русский еврей». Написанное в 1885 году «Таинство любви» и напечатанное в журнале «Наблюдатель» в 1888-м привело к судебному разбирательству, по итогам которого журнал закрыли. К тому времени это была уже сотая публикация. Стихи поэта выходили уже практически во всех иллюстрированных изданиях и даже в газете «Новое время» под руководством Суворина.
В 1887 году вышла первая книга поэта с незатейливым названием «Стихотворения». Издание прошло практически незамеченным ни читателями, ни критиками. Не удостоилось оно и Пушкинской премии, выдвижение на которую инициировал Полонский. Но зато буйный восторг сборник вызвал у И. Репина. Он написал портрет Фофанова и был ему близким другом до самой смерти.
Но тут внезапно умирает Надсон, который называл молодого поэта «большим литературным дарованием чисто художественного оттенка». А поэтический слог Фофанова, человека, постигшего разочарование в жизни, но не утратившего веру, было воспринято продолжением надсоновской мелодии. Тем более что при жизни Надсон в печати поддержал дебютный сборник поэта.
Неисправимый романтик
На фоне всевозрастающего революционного движения происходит крах традиций русского стиха и возвышение злободневной «революционно-демократической» поэзии. В этот период поэзия Константина Михайловича становится романтической отдушиной. Г. Бялый писал, что это удивительная поэзия полутонов и полузвуков, что она умеет передавать состояние души, мечущейся между горем и радостью. Именно таких строк так не хватало тому смутному времени, в котором приходилось жить. За это Фофанова высоко ценили Лесков, Полонский, Толстой, Майков. А символисты Бальмонт и Брюсов пригласили его сотрудничать с ними в альманахе «Северные цветы».
Суворин, продвигавший поэта, издает второй сборник его стихов. Все под тем же незамысловатым названием. У третьей книги Константина Фофанова был титул «Тени и тайны». Она вышла в 1892 году. Следом за ней появляется стихотворная повесть «Барон Клакс», как считают критики, это легкая пародия на «Евгения Онегина».
История любви
В 1887 году Константин Фофанов женится на Туполевой Лидии Константиновне. Она была не просто красавицей, она была бесконечно влюбленной. Отношения их выстраивались очень романтично. Лида познакомилась с будущим мужем в 14 лет, будучи гимназисткой, восторженно увлеченной его стихами. Чуть позже поэт посвящает ей строчки «Звезды ясные, звезды прекрасные».
«Очарованный принц»
В литературных кругах Фофанов Константин Михайлович был причислен к декадентам. Отчасти из-за отрешенности и отказа принятия реальности в пользу иллюзий и фантастических идей, а также из-за поиска новых путей в литературе и глубокого урбанизма.
Литературоведы считают, что поэт оказал огромное влияние на становление русской поэзии. Есть даже определение «фофановский период». Это десятилетний отрезок, находящийся между серединами 1880 и 1890 годов. Константин Фофанов, стихи которого нашли очень широкий отклик у любителей поэзии и были созвучны настроению общества, обрел много подражателей.
Предвестник символизма
Современники поэта считали, что он удивительно ловко противопоставляет высоким идеалам низкую действительность, что его стихи отличаются декларативностью, стилистическими и языковыми небрежностями и одновременно с этим живописной выразительностью. А вольности в его строках читатель воспринимал как проявление искренности. Есть мнение, что поэт - символист. Но на самом деле специалисты прослеживают в его стихах черты перехода от традиционной формы к модернизму. Недаром выделяется «фофановский» период, созвучный «сумеречной» эпохе безвременья.
Из знаменитых его почитателей можно выделить А. Чехова, И. Репина, А. Майкова, а особенно одобрительно о Фофанове отзывался поэт-символист В. Брюсов. Кстати, лидеры этого течения с гордостью рассказывали о влиянии, которое оказала на них двоемирная лирика стихов Фофанова.
Он же к ним относился с легкой неприязнью. Причина проста. После выхода в свет в 1895 году нескольких сборников символистов эпоха поэта пошла на спад. Потребности в нем больше не было. Фофанов Константин творчество свое пробует перенаправить. Появляются стихи про отлучение от церкви Льва Толстого, про голод…
«Догорает мой светильник»
Лев Толстой, считавший поэта лучшим стихотворцем своего времени, замечал, что тот всю жизнь прожил в нищете, окруженный большим количеством детей. Неудивительно, что Константин Фофанов, поэт-романтик, пристрастился к алкоголю. Стихами ведь много не заработаешь. Но беда не приходит одна. У поэта умирает двое детей, и на этом фоне у него случается нервное расстройство.
После тяжелой психической болезни, перенесенной им в 1890 году, и длительного лечения Константин Фофанов продолжает писать. К этому времени вся семья переезжает в Гатчину. Поэт любит эти места. Здесь его навещают В. Брюсов и И. Репин. Сюда к своему «учителю и королю» неоднократно наведывается И. Северянин. У него много стихов, посвященных поэту и его любимому городу: «Здесь царь писал свои указы и пишет Фофанов стихи…»
Стихи, поэмы, сказки и баллады Фофанова печатаются в массовых изданиях. Поэт даже подготовил к публикации два сборника: «Эфиры» (вошли стихи 1901-1906 гг.) и «Крылья и слезы» (стихи, написанные с 1907 по 1911 год). Издать их не удалось.
По каким-то причинам свет увидели только сборник «Иллюзии» и две поэмы: «После Голгофы» и «Необыкновенный роман» (опять же переделка любимого Пушкина, «Домика в Коломне»).
Революция 1905 года, не принятая поэтом, лишает его последних читателей. Нищета достигает предела и так давит, что в одной из газет Фофанов печатает объявление о желании наняться дворником, швейцаром и даже половым. А спустя год, загнанный в угол, он предпринимает попытку продать пятнадцать томов своих сочинений всего за тысячу рублей.
Его жизненная неудовлетворенность и неустроенность выливались иногда в саркастические экспромты. Что не оставалось без последствий. Шутка с не скрытым намеком на Александра III загоняет его в местную тюрьму на две недели как политически неблагонадежного.
А тут новый приступ вроде бы излеченного заболевания. Возможно, поэтому теряет свои волевые качества, пьет, постоянно меняет место жительства и нищенствует в этот период Константин Фофанов. Биография поэта не такая уж и длинная. В 1911 году начинается новый виток хворей, к старым болезням добавляются новые.
Жена, отчаявшись, просит редакцию, выпускающую его книги, собрать средства на лечение в одной из Петербургских больниц. Но все тщетно. 30 мая 1911 года Константин Фофанов умирает.
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»
Удивительно романтично поэт выписывал лирический пейзаж, был певцом весны и мая. Строки его отличались кристальной чистотой и напевностью. Многие из них положены на музыку.
Реалистические поэмы «Поэтесса», «Волки», «Очарованный принц», «Весенняя поэма» вызывают бурю эмоций у читателя.