В сфере современных грузоперевозок автотранспорт является одним из наиболее доступных и удобных способов доставки грузов. Термин «фура» происходит от старого немецкого названия большой телеги для перевозки различного рода вещей. В современном понимании – это крытый грузовой прицеп, полуприцеп или автопоезд для перевозки партий товара, которые классифицируются по объему и грузоподъемности. Грузоподъемность фуры зависит от нескольких характеристик, таких как конструкция, количество осей, габаритов.
Прицепы и полуприцепы
Прицеп – несамоходное транспортное средство, предназначенное для транспортировки самоходным транспортным средством (автомобилем-тягачом). Подразделяются на три класса: прицепы с количеством осей от 1 до 6, полуприцепы без передней оси и прицепы-роспуски для длинномерных грузов. Исходя из назначения, различают несколько видов прицепов и полуприцепов: крытые, открытые, бортовые, платформы, рефрижераторы, самосвальные, низкорамные и др.
В общих чертах конструкция всех прицепных транспортных средств состоит из рамы с кузовом, подвески, тормозной системы и сцепного устройства. Крепление прицепа к буксировочному устройству автомобиля-тягача осуществляется посредством горизонтального рычага (дышло) разной формы. Полуприцепы транспортируются специальными автомобилями, оборудованными опорно-сцепными буксировочными механизмами (седлами). Отсюда и название транспортных средств – седельный тягач. Когда прицеп или полуприцеп соединен с автомобилем-тягачом, вся конструкция называется автопоездом (фурой).
Основные типы фур и прицепов
Объем и грузоподъемность фуры зависит от марки и назначения:
- Полуприцеп. Наиболее распространенный тип. Подходит для транспортировки большинства видов груза. В зависимости от конструкции кузова позволяет осуществлять погрузку-разгрузку сверху, сбоку и сзади. Полезный объем от 60 до 92 м3. Грузоподъемность фуры - 20 тонн, но в зависимости от тягача, конструкции рамы и количества осей может быть 25 т и выше.
- Рефрижератор. Полуприцеп для перевозки скоропортящихся грузов, для которых требуется температурный режим. Оборудован установкой, способной поддерживать стабильную температуру в диапазоне +250С до -250С. В связи с дополнительным расходом топлива, необходимым для работы холодильной установки, эксплуатация полуприцепа-рефрижератора обходится дороже на 10-25% по сравнению с другими видами фур. Внутренний грузовой объем от 60 до 92 м3. Грузоподъемность фуры-рефрижератора 12-22 т.
- Автопоезд с прицепом (прицепами) – рамный грузовой автомобиль с одним или несколькими прицепами. Полезный объем такой фуры-сцепки может быть от 60 до 160 м3. Сцепки не пригодны для транспортировки длинномерных грузов, преимуществом является удобная погрузка-разгрузка. Максимальная грузоподъемность фуры-сцепки до 25 т, но для наиболее распространенных кубатурных сцепных автопоездов объемом 115-120 м3 это значение не превышает 18 т ввиду конструктивных особенностей.
- Платформы для тяжеловесных и негабаритных грузов, строительной и спецтехники. Грузоподъемность фуры 40 тонн и выше. Некоторые виды платформ способны выдерживать вес 200 т.
Тентованный полуприцеп
Евротенты, еврофуры – тентованные полуприцепы, наиболее практичный вид автомобильных транспортных средств для перевозки грузов. Основное преимущество – универсальная конструкция кузова. При необходимости может сниматься тент, каркас, борта, что позволяет осуществлять погрузку/разгрузку сверху, сбоку при помощи кранов и специальных подъемных механизмов. В растентованном виде и со снятым каркасом может использоваться как открытая площадка. Высота борта 30-50 см. Габариты и формы еврофуры стандартизированы для загрузки паллет (поддонов с грузом) в два ряда по ширине. Полезный объем, в зависимости от высоты каркаса, достигает 92 м3. Грузоперевозки еврофурами, во многом благодаря своей универсальности, наиболее востребованная услуга компаний грузоперевозчиков. Грузоподъемность фуры до 25 т.
Изотермы и рефрижераторы
Предназначены для транспортировки продуктов питания, фармакологической продукции, других грузов, требующих поддержания определенного температурного режима, термоизоляции от внешней среды. Изотермы и рефрижераторы могут быть полуприцепы, прицепы и одиночные рамные автомобили. Грузоподъемность фуры зависит от конструкции прицепа (полуприцепа), а именно его собственной массы, и может достигать 25 т.
Изотермические полуприцепы не имеют собственной холодильной установки, но за счет теплоизоляции способны длительное время поддерживать имеющуюся внутри грузового отсека температуру. Рефрижераторные фуры помимо термоизоляции оборудованы собственной автономной системой охлаждения. По сути, рефрижераторы – это мобильные холодильные (морозильные) камеры. Подходят для перевозки продукции глубокой заморозки.
Фуры большой вместительности
Максимальная грузоподъемность фуры большой вместительности ниже, чем у стандартной еврофуры, но при этом значительно выше полезный объем.
К этому типу относятся:
- Автопоезда-сцепки объемом от 110 до 125 м3.
- Автопоезда MEGA - полуприцеп с ровным полом и большой высотой (3,0-3,1 м).
- Полуприцеп большого объема Jumbo. Вместимость увеличена за счет Г-образной формы пола. За счет этого все расстояние грузового отсека после опорно-сцепной тележки расположено ниже на колесах уменьшенного диаметра. Объем: 96-125 м3, грузоподъемность до 20 т.
Ограничения на размеры и массу автопоездов в мире
Самая большая допустимая длина и масса автопоездов разрешены в странах Северной Европы (первыми были Финляндия и Швеция). Допустимые параметры до 60 т снаряженной массы (автопоезд + груз) и до 25,25 м в длину, при этом объем достигает 160 м3. В этих странах эксплуатируются автопоезда, в состав которых входят автомобиль-тягач, стандартный полуприцеп и дополнительный 2-осный прицеп.
Предельно допустимая снаряженная масса 6-осного автопоезда в странах СНГ составляет 38 т, в странах Евросоюза – 44 т. Длина полуприцепа в североамериканских странах должна быть не более 16,15 м, ширина – 2,6. Аналогичные ограничения по ширине действуют и в Европе, но допустимая длина не более 13,6 м.