Многие мечтали в детстве поднять в воздух боевой истребитель или многотонный пассажирский лайнер. К сожалению, не всем нашим желаниям суждено осуществляться, и мечта о небе не исключение. Но для несостоявшихся пилотов всё же есть возможность сесть за штурвал. Её им предоставляют спортивные самолёты.
Что такое спортивная авиация
Ещё её называют авиацией первоначального обучения, или аэроклубовской. Спортивная авиация служит для постановки первоначальных лётных навыков новичкам и является отдельной спортивной дисциплиной, в рамках которой проводятся соревнования по высшему пилотажу между настоящими асами. В России после распада Советского Союза спортивная авиация находилась в плачевном состоянии, но сегодня постепенно начинает возрождаться. ЯК - спортивный самолёт, который является основным для нашей малой авиации. Используются ЯК-52, ЯК-54, ЯК-55, ЯК18-Т. Также у нас есть спортивные самолёты СУ-26 и АН-2, который в основном используется в парашютном спорте. Из зарубежных машин можно выделить Cessna-172 и Piper PA-28 Warrior.
Все аэроклубы в России частные. В связи с этим, львиная доля полётов совершается в коммерческих целях. Так, сегодня очень популярна услуга - развлекательный полёт на спортивном самолёте. В основном такие полёты осуществляются на ЯК-52 и ЯК-54. Чтобы летать, необязательно состоять в аэроклубе - можно приобрести в собственность самолёт и, при наличии удостоверения частного пилота, совершать полёты самостоятельно. К сожалению, в России инфраструктура и законодательная база для частных полётов находятся на крайне низком уровне развития.
Каким должен быть хороший спортивный самолёт
Существуют основные требования, которым должны отвечать спортивные самолёты. Они должны быть лёгкими и при этом выдерживать значительные аэродинамические нагрузки, должны быть просты в пилотировании и обладать возможностью осуществлять длительный полёт с перегрузками. Существуют пилотажные самолёты. Они специально разрабатываются для соревнований по высшему пилотажу и обладают более высокими прочностными и маневренными показателями, чем их собратья. Скорость спортивного самолёта может достигать от 250 до 500 км/ч, беспосадочный полёт - от 500 до 1000 км, и подниматься они могут до 6000 метров.
Существуют особые требования, которые должны соблюдаться при проектировании пилотажных самолётов.
- Пилотажные требования обозначают сам внешний вид самолёта, определяют, сколько он будет весить, какая будет геометрия крыла и т. д.
- Компоновочные требования определяют посадку пилота и обзор из кабины, ещё они задают характеристики, которыми должен обладать самолёт при сваливании в штопор.
- Двигатель обязательно должен бесперебойно работать при значительных нагрузках, связанных с выполнением пилотажных фигур. При этом управление мотором должно быть максимально упрощено, чтобы не отвлекать лётчика от сложного маневрирования.
- Панель управления не должна быть перегружена приборами. Полёты всегда осуществляются в благоприятную погоду, при хорошей видимости, поэтому лишнее оборудование будет лишь отвлекать внимание пилота.
- Конструкция самолёта предусматривает предельно простую сборку и разборку самолёта, хорошую ремонтопригодность, гибкие возможности в заправке топливом и грузоподъёмности.
Чтобы построить спортивный самолёт, нужно учитывать множество факторов. Несмотря на кажущуюся простоту, это сложная, во многом совершенная машина.
Немного истории
Всё в нашей стране началось в 1923 году с моноплана АНТ-1 (КБ Туполева), чуть позже, в 1927 году, к нему присоединился биплан АИР-1 (КБ Яковлева). В 30-е годы именно спортивные самолёты Яковлева в основном использовались для подготовки пилотов. Тогда же появляются самолёты Грибовского и знаменитый У-2 Поликарпова. В 60-е годы впервые взлетел ЯК-18ПМ, который показал отличную скорость и лётные качества на чемпионатах мира 1962 и 1964 годов. В 1966 году наши лётчики завоевали медали всех возможных достоинств, причём не только мужчины, но и женщины, а ЯК-18ПМ получил звание лучшего самолёта мирового первенства.
На этом КБ Яковлева не остановилось и разработало ЯК-30 - двухместный реактивный учебный самолёт. Далее последовал одноместный ЯК-32, который комплектовался катапультой. Этот замечательный самолёт установил в 60-х годах 2 рекорда скорости. В 73 году создаётся знаменитый ЯК-50. Этот самолёт принёс немало медалей советским спортсменам. На смену был разработан ЯК-52, но он имел некоторые конструктивные недостатки. В 81 году эти недочёты устранены в ЯК-55, который получился очень удачным и пользуется популярностью у авиаторов до сих пор.
В 1985 году КБ Сухого создаёт компактный спортивный самолёт СУ-26. По размерам СУ гораздо меньше, чем ЯК, и обладает большей маневренностью и скоростью, что позволяет ему быстрее и чётче выполнять фигуры высшего пилотажа. Нужно отметить, что в этом самолёте впервые в мире был применён углепластик, что позволило сделать его легче и гораздо устойчивее к нагрузкам.
Что такое пилотаж?
Это понятие родилось в небе войны. Изначально фигуры пилотажа использовали для более эффективного поражения противника в воздухе. Сейчас это прежде всего спорт, показательные выступления как боевой, так и спортивной авиации и, конечно, обучение новичков в небе.
Всё начинается с простых фигур, таких как спираль или горка, которые может выполнить даже новоиспечённый пилот. Далее изучаются более сложные фигуры, такие как бочка, поворот на горке, различные петли и, конечно, штопор. При таких манёврах пилот испытывает перегрузки в 3g. Нужно отметить, что фигуры высшего пилотажа выполняются на большой высоте, для достижения максимальной безопасности. И конечно, никакое воздушное судно по скорости и зрелищности выполнения элементов не сравнится со спортивным пилотажным самолётом.