Кто не писал в школе сочинений? Все писали, все помнят эти настойчивые возгласы учителя: "Сдаём листочки!", "Пять минут до конца урока!", "Скоро звонок!" И почти все люто ненавидят само слово "сочинение".
Почему так происходит?
Всё дело в строгих оценках, красных чернилах, комментариях учителей и, конечно же, в ограничении во времени. А то и вовсе нежно любимая история удостаивается кучи красных помарок и замечаний от злой учительницы: не то, не так, так писать нельзя.
А что с написанием сочинений сейчас?
Сейчас дети пишут множество сочинений почти на каждом уроке. К примеру, по теме "Окружающий мир". Рассказ о насекомых задают написать не редко, и каждому школьнику придется с этим столкнуться.
Если вашему чаду вдруг задали написать повествование о божьей коровке или описание бабочки, то не стоит паниковать. В этой статье вы найдёте краткое руководство о том, как составлять рассказы о насекомых для детей. Да и не только о насекомых, ведь приведённые советы можно использовать практически для любого эссе или сочинения.
Шесть пунктов спокойствия
Для того чтобы при написании сочинений не возникало каких-либо проблем, ребёнку необходимо объяснить следующие вещи:
- Он не должен бояться высказывать своё мнение. Даже если оно отличается от того, что думает учитель, одноклассники, лучший друг или родители.
- Вы будете любить своё чадо даже в том случае, если он завалил сочинение и наделал по куче ошибок в каждом слове. Да, вы расстроитесь от этого, но ваше отношение к нему не изменится.
- Во время объяснения задания (будь то задача написать маленький рассказ о насекомых, решить пример или просто списать что-нибудь с доски) необходимо внимательно слушать учителя, а не отвлекаться на друзей, птичек за окном или телефон.
- Не стоит бояться задавать вопросы и уточнять непонятные детали. Лучше подробнее разузнать задание, чем выполнить его неверно и потом переделывать.
- С любой проблемой (это может быть грубый кричащий учитель, не вовремя кончившаяся ручка или назойливый сосед по парте) ваш ребёнок всегда может обратиться к вам. Также он в любом случае может попробовать объяснить, почему он отказался выполнять задание, сделал его плохо или сделал не так, как требовалось.
- Не нужно спешить при написании сочинения, ведь спешка, как ни странно, только тормозит выполнение задания. Если ребёнок не успевает его закончить, то он всегда может подойти к учителю после урока и попросить дописать рассказ позже. Если это невозможно, то можно попросить закончить дома или просто предупредить о том, что не успел выполнить задание.
Кстати, почти все вышеперечисленные пункты завязаны на разговоре между родителем и ребёнком. Помните, что общение - самая важная составляющая счастливой семьи!
Рассказ о насекомых: пишем в классе
Итак, если ваш ребёнок как следует понял то, что было написано ранее, то он не должен нервничать, если ему придётся писать сочинение в классе.
Если о задании было объявлено заранее, то можно провести дома подготовку: подобрать материалы, просмотреть необходимую информацию о насекомых, примерно составить план будущего рассказа и так далее.
Также можно взять с собой в школу атлас или энциклопедию, посвящённую теме сочинения. Красочные картинки простимулируют воображение ребёнка, а информация в сборнике может помочь ему написать хороший рассказ о божьей коровке, например.
Если же о сочинении объявляется внезапно, прямо во время урока, то тут на помощь должны прийти те самые шесть пунктов спокойствия. Ведь ребёнок будет просто стараться прилежно выполнить задание, а не переживать из-за плохой отметки или соответствующей реакции родителей.
Рассказ на тему насекомые: пишем дома
Дома, конечно же, и стены помогают. Преимущество написания рассказов дома заключается в нескольких факторах:
- Нет никакого давления со стороны учителя.
- Большие временные рамки.
- Есть возможность залезть в интернет или в атлас, чтобы посмотреть на насекомых и правильно написать рассказ про бабочку, например.
- Могут помочь родители или старшие братья и сёстры.
- Можно сидеть и думать о рассказе сколько угодно, доводя сочинения до совершенства.
Единственный минус в написании работы дома состоит в том, что можно расслабиться и совершенно забыть о задании. Для того чтобы избежать таких неприятных ситуаций, можно или делать домашнюю работу сразу по приходу домой, или ставить будильник-напоминание. Ещё ребёнок может попросить родителей напомнить ему о задании, что будет наилучшим вариантом.
Несколько хитростей, которые помогут написать работу
Очень важно определиться с тем, как должен будущий рассказ выглядеть. Сочинение может быть написано тремя способами:
- В виде рассказа-воспоминания. В этом случае ребёнок должен описать какой-либо случай, произошедший с ним с участием насекомого. К примеру, если малыш пишет рассказ о божьей коровке, то подойдёт упоминание того, как он обнаружил её зимой в квартире. Что она делала и как выглядела. Рассказ про бабочку может содержать воспоминание о деревне или даче, где много разных ярких красавиц.
- В виде описания-размышления. Тут ребёнку потребуется выбрать определённое насекомое и просто описать его: как оно выглядит, где живёт, что делает и так далее. Также в подобных рассказах рекомендуется указывать личное мнение: "Мне нравятся бабочки, потому что..." "Я не люблю пауков, ведь..." "Я считаю, что сороконожки красивые, так как..." и в том же духе.
- В виде художественного произведения. К примеру, ребёнок выбирает бабочку и пишет о том, как она гуляла, что с ней во время прогулки происходило и как она на это реагировала. Этот способ требует наибольшего подключения воображения, ведь, фактически, пишется настоящая маленькая сказка. И такое художественное произведение имеет два подвида.
- Художественная выдумка. Тут бабочки могут прыгать, муравьи летают, а жилища насекомых больше похожи на обычные квартиры. Примером является всем знакомая басня "Стрекоза и Муравей" - чистейшая выдумка. Однако с этим видом рассказа следует быть поосторожнее, ведь вряд ли учитель оценит полёт фантазии ребёнка, когда было задано написать краткий рассказ-описание одного определённого насекомого.
- Художественное обыгрывание реального. Смысл подобного рассказа заключается в том, что берутся свойства и характеристики реального насекомого и аккуратно вплетаются в сочинение. Бабочка, к примеру, может хвастаться своими крыльями и рассказывать о том, как она мечтала о них в те времена, когда была еще гусеницей. Тот же муравей может скромно упомянуть, как он в одиночку тащил тяжёлый лист с дерева к себе домой, в муравейник. Вариантов обыгрывания качеств насекомых великое множество.
Ещё несколько способов написания
От третьего лица. В таком рассказе отсутствуют "я", "мы", "ты", если это не прямая речь. Обычно это рассказы-описания без выражения собственного мнения. Пример: "Это жук. Жук зелёный и очень большой. Он ползёт по ветке и тащит за собой лист".
Рассказ о насекомых от первого лица: я - автор. Это относится к сочинениям-размышлениям, описаниям случаев из жизни или воспоминаниям. Это также может быть и приведённый выше рассказ-описание с небольшим дополнением: "Это красивый жук. Жук зелёный и очень большой. Он ползёт по ветке и тащит за собой лист. Я думаю, что ему очень тяжело".
От первого лица: я - жук. Этот пункт относится к художественным произведениям. Это может быть приключенческий рассказ от лица бабочки, описание себя-любимого от жука и прочее.
В качестве заключения
Написание рассказа - это творческий процесс, и он должен всегда приносить удовольствие. В том случае, если это становится тяжкой повинностью и неприятной обязанностью, согласно мнению учителей и писателей, страдает душа.
Не столь важно, насколько хорош будет написанный ребёнком рассказ, ведь главное - что он чувствовал во время творения. И, если этот процесс принёс ему наслаждение, то при должном усердии малыш когда-нибудь сможет стать выдающимся писателем!