В послевоенные годы в Российской армии особенно ценились маневренные и легкие бронированные машины пехоты – БТР-40 и БТР-152, которые оснащались силовыми установками грузового автотранспорта. Чуть позже правительство СССР решило сделать ставку на хорошо защищенные и тяжелые машины. Но показала практика, востребованность в мобильных средствах транспортировки личного состава не исчезла.
Решив обратиться к опыту послевоенных лет, МГТУ имени Баумана совместно с Камским автомобильным заводом приступило к созданию БМП-97. Из-за перебоев с финансированием новый бронетранспортер был принят на вооружение в российской армии только в 2009 году, спустя 12 лет с начала его разработки.
Историческая справка
Разработка нового бронетранспортера началась в 1997 году в научно-производственном центре университета «Специальное машиностроение». В коллектив разработчиков вошли не только конструкторы МГТУ, но и сотрудники КамАЗ. Первым результатом кропотливой работы ученых стал заказ Андрея Николаева – руководителя Федеральной пограничной службы, который планировал заменить весь парк техники.
Но в результате дефолта 1998 года финансирование прекратилось, а заказ был отменен. Разработка затянулась, первый образец БМП-97 был представлен общественности только в 1999. Стремясь минимизировать расходы, бронетранспортер стали поставлять частным компаниям.
Чуть позже модели были отправлены в Казахстан и Азербайджан. Но в процессе их эксплуатации было выявлено множество существенных недостатков, а вся партия осталась на балансе нашей страны. Доработанный вариант техники был предоставлен на всеобщее обозрение в 2008 году. Тогда же он был принят на вооружение.
Конструкция
Основу конструкции БМП-97 составляет сварной корпус от Курганмашзавода. Машина классифицируется как бронированный автомобиль полного привода с разделением на два отсека – моторный и для экипажа. В корпусе имеется несколько люков – для высадки десанта, механика-водителя и командира машины, а также боковые и кормовые двери.
При конструировании бронетранспортеров использовалось значительное количество исполнительных узлов и агрегатов грузового автомобиля КамАЗ-4326. Это увеличило степень унификации серийных деталей машин, что позволило:
- Существенно снизить стоимость БМП-97.
- Сделать производственные процессы проще.
- Повысить ремонтопригодность.
- Сделать доступным и простым технический осмотр и обслуживание.
Благодаря унификации деталей увеличился и срок службы техники – пробег до капитального ремонта бронеавтомобиля составляет более 270 000 км.
Бронирование
Главным отличием бронеавтомобиля от БТР-80 (основного бронетранспортера армии) является переднее расположение двигателя. Такое расположение силовой установки создает дополнительную защиту экипажа от кумулятивных снарядов. При попадании в лоб двигатель БМП-97 («Выстрел» - еще одно название данной модели) принимает на себя энергию огненной струи и при горении создает задымление, прикрывающее эвакуацию экипажа.
Вооружение
Главное предназначения БМП-97 «Выстрел» - перемещение личного состава пограничных войск России при выполнении различных задач. Машина может использоваться в качестве штабного пункта для разведки и патрулирования, а также для перевозки раненных солдат (санитарное исполнение).
В качестве основных средств ведения огня выступают крупнокалиберные пулеметы КПВТ, «Корд» и гранатометная установка «Пламя». Все оружие устанавливается во вращающейся башне, чтобы дать отпор противникам БПМ-97. Бронетранспортер оснащается мобильным противотанковым комплексом и комплектуется боевым модулем МБ2 с 30-мм пушкой и вспомогательными орудиями.
Из бронеавтомобиля можно собрать зенитно-ракетный комплекс на базе ЗРК «Стрела-10М». Главное предназначение комплекса – обнаружение и уничтожение воздушной техники противника на малых высотах. Переоборудованный колесный бронетранспортер БПМ-97 может входить в состав ПВО сухопутных войск.