Дождь – это всего лишь явление природы, вода, которая льется с неба на землю. Однако мало кто из людей воспринимает его так прямо и просто, ведь, совпадая с определенным настроением, он может приносить радость или печаль, пробуждать сильные чувства и эмоции. И каждый эпитет к слову "дождь" отражает разные стороны и оттенки этого явления природы.
О дожде часто пишут писатели и поэты, с этим словом составляют предложения и подбирают к нему эпитеты в школе, это явление природы может повлиять на планы и даже настроение человека. Он бывает разный не только сам по себе, но и с точки зрения восприятия конкретного человека. Это интересно узнать и проанализировать, сравнивая между собой эпитеты, которыми описывают льющуюся с неба воду.
Упоминание в литературе
Многие поэты и писатели упоминали в своем творчестве дождь, приписывая ему самые разные свойства, используя различные эпитеты. Иван Бунин писал: «Стеклянный, редкий и ядреный, с веселым шорохом спеша, промчался дождь …». Здесь он приписывает явлению природы человеческие качества, словно он живой со своим неповторимым характером. Каждый эпитет к слову "дождь" в этом небольшом отрывке пронизан любованием и восхищением.
Известный поэт Константин Бальмонт однажды упомянул совершенно другие эпитеты со словом "дождь": «Шел дождь ленивый, вялый». Здесь совсем другое восприятие и характеристики, как будто капли с неба падают уставшие, неторопливые, монотонные.
В творчестве Валерия Брюсова встречается «хрустальный дождь», который ассоциируется с чем-то красивым, но недолговечным. Такие капли задерживаются на листьях растений и паутинках в лесу, играя на солнце и отражая погожую погоду после дождя.
Подбор эпитетов в процессе обучения
В школе ученикам часто дают задание: "Подберите эпитеты к слову "дождь", чтобы развить детское воображение и посмотреть, с какими словами у них ассоциируется это явление природы. Дети поражают необычностью мышления и нестандартными решениями этой задачи. Как правило, у учеников рождаются такие эпитеты к слову "дождь":
- Беспросветный.
- Косой.
- Кратковременный.
- Шумный.
- Мимолетный.
- Радужный.
- Моросящий и другие.
Детям дают задание, взять каждый эпитет к слову "дождь" и составить с ним предложение, вписать его в небольшой рассказ. В таком процессе хорошо развивается детская фантазия и воображение. В старших классах ученики расширяют свой словарный запас и называют такие эпитеты: непроглядный, затянувшийся, порывистый, торопливый, угрюмый, колкий и другие.
Психологическое отношение
В зависимости от настроения каждый человек может подобрать подходящий эпитет к слову "дождь". Когда на душе светло и радостно, это явление природы может быть бисерным, пролетным, шальным и золотым. В минуты печали и грусти оно кажется колючим, мутным, бесконечным, злым, въедливым, однообразным и даже мрачным.
Весной человек воспринимает его как долгожданный, плодородный и могучий подарок природы. Осенью каждый эпитет к слову "дождь" зачастую пропитан нотками грусти и тоски – унылый, хмурый, противный, докучный. Летом это явление природы бывает бойким, грозовым, порывистым, торопливым, стремительным, обильным и неумолимым.
Географические особенности отношения
В разных странах люди по-разному воспринимают дождь, поэтому и эпитеты к этому слову могут подбирать совершенно неодинаковые. Ведь есть такие районы, где постоянно засушливая погода, люди ждут осадков месяцами и даже молятся своим богам, чтобы наконец-то пошел дождь. Тогда он будет долгожданным, обильным, дарующим жизнь и могучим.
В других странах, например в Великобритании, часто стоит дождливая пасмурная погода. Поэтому иногда англичане описывают дождь как промозглый, пронизывающий, непроглядный, туманный, тягучий и даже занудный. Такие эпитеты применяют те, кто устал от постоянных пасмурных дней, кто хочет ясного и солнечного дня.
Сравнительные эпитеты
Подбирая любые описания и эпитеты к слову "дождь", люди сравнивают это природное явление с другими схожими существами и событиями. Примерами таких сравнений можно назвать:
- Золотистый или изумрудный – сравнение образовано от блеска, который создают капельки воды, схожего с блеском драгоценных металлов или камней.
- Тоскливый, унылый, меланхоличный дождь сравнивают с состоянием депрессии и хандры, когда на улицу выходить не хочется, долгое время под прохладными каплями воды не погулять.
- Сильный ливень сравнивают с беспощадным и неумолимым явлением, например, яростным воином, сметающим все на своем пути. Такой дождь размывает землю, подрывает асфальт, валит деревья и губит жизнь небольших растений.
- Веселый, звонкий дождик, который может капать, даже когда светит солнце, сравнивают с беспечным маленьким ребенком. Он длится недолго, никого не пугает своей силой и не погружает в уныние своей продолжительностью.
Можно перечислить и множество других эпитетов, описывающих воду, льющуюся с неба. В разном контексте и с неодинаковым окрасом они будут звучать совершенно по-разному, придавая этому природному явлению все новые оттенки и эмоции.