Фильм "Пианист": отзывы зрителей и критиков

«Пианист» - фильм 2002 г., который получил «Золотую пальмовую ветвь» на кинофестивале в Каннах. Также этой удивительной ленте были вручены три премии «Оскар», в числе которых за лучшую режиссуру, а также лучшему актеру.

пианист фильм отзывы критиков

В основе фильма лежат реальные события. В нем описывается история пианиста Владислава Шпильмана.

Близкий сердцу сюжет

О судьбе великого человека в период Второй мировой войны повествует «Пианист» (фильм). Отзывы критиков говорят о том, что на первый взгляд лента режиссера Романа Поланского кажется бесстрастной и холодной. Однако это не так. История, рассказанная в фильме, настолько объективна, насколько это мог сделать человек, который лично испытал ужасы войны и Холокоста. Это касается и главного героя, которым является польский музыкант Владислав Шпильман, и самого Романа Поланского. Этот режиссер, который достиг известности мирового уровня, будучи в почтенном возрасте решил поведать миру о том, о чем он сам знал не понаслышке. Он таким же чудом избежал трагического пути своих родителей, которые погибли в концлагере. Полански сумел выбраться из краковского гетто и скрывался от немцев в деревне.

Книга польского музыканта

Фильм «Пианист», отзывы о котором свидетельствуют о живом интересе зрителей к рассказанному сюжету, повествует о жизни Владислава Шпильмана в Варшаве в период 1939-1945 гг. Это было время немецкой оккупации Польши.

Режиссер Роман Полански снял свой фильм по книге воспоминаний известного композитора и музыканта. Главному герою, которого сыграл Эдриен Броуди, пришлось нелегко. Его родители, брат и две сестры погибли от рук фашистов. Повезло только Владиславу. Вначале его спас от смерти еврейский полицейский, затем – польская женщина, а в самом конце войны – немецкий капитан.

пианист фильм 2002 отзывы
После того как Варшава была освобождена, Шпильман еще долго находился в состоянии стресса. Его не покидало чувство вины за гибель близких людей. Чтобы хоть как-то придти в себя, Владислав по совету друзей начал писать книгу. В ней он рассказал о всех пережитых событиях. Мемуары музыканта были написаны практически сразу же после разгрома фашисткой Германии и изданы в 1946 г. В те годы книга носила название «Гибель города».

Владислав Шпильман сумел вернуться к своему музыкальному творчеству. Он выступал с концертами, являлся руководителем музыкальной редакции государственного радио, создал знаменитый «Варшавский квинтет». По его инициативе стали организовываться музыкальные фестивали в Сопоте. Все послевоенные годы Шпильман провел в Варшаве. В этом городе в возрасте 88 лет он и умер.

В 1998 г. в Германии вышло второе издание воспоминаний Шпильмана. Книга называлась «Пианист». Через год эти мемуары были изданы в США, а после – переведены на восемь языков. Это позволило мемуарам вызвать огромный интерес читателей всего мира, от Испании до Японии, и стать настоящим бестселлером. По этой книге известным кинорежиссером Романом Поланским и был снят фильм «Пианист».

Будничность повествования

Какие получает фильм «Пианист» отзывы? Многие зрители ожидали от известного постановщика мистических лент, триллеров и ужастиков чего-то нервного, будоражащего, тревожного и пугающего. Однако получает фильм «Пианист» отзывы совершенного другого плана. Начало сюжета кажется заурядным и будничным. Оно лишено не только экспрессии, но и взвинченности.

фильм пианист отзывы
Режиссер решил снимать свою картину в цвете. Тем самым он нарушил традицию хроникального черно-белого кино. Но, несмотря на этот художественный прием, Полански сумел добиться будничности повествования, что далось ему вроде бы без особых усилий. И этим поражает зрителей фильм «Пианист». Отзывы критиков указывают на то, что именно будничность оказалась в ленте самой страшной. Ведь на экране разворачивается сюжет, в котором ежедневно, второпях, не давая никому объяснений и как бы между делом, одни люди в немецкой форме или специальной униформе избивают, унижают и даже расстреливают других. И основная причина такой жестокости кроется в том, что на глаза им попадаются евреи. Этим и будоражит душу «Пианист» (фильм, 2002). Отзывы критиков говорят о том, что будничность ленты действует на сознание зрителей намного сильней, чем демонстрация пафосных страстей о тотальном истреблении несчастных иудеев.

Реалии фильма

В известной киноленте режиссера Романа Поланского рассказывается об одном из лучших польских пианистов тридцатых годов 20 века. Владек – главный герой фильма, занимался своим любимым делом до того времени, как территорию его страны не оккупировали нацисты. С этого времени изменилась жизнь Шпильмана и всех польских евреев.

фильм пианист 1998

Их разместили в Варшавское гетто, запретили работать, постоянно унижали и заставляли носить особые отличительные повязки. Все эти сцены очень ярко отразил «Пианист» (фильм, 2002). Отзывы критиков говорят о том, что режиссер сделал все без приукрашивания и без перебора. Он достаточно точно показал отношение немцев к евреям и то, как нацисты обращались с ними. Такого отражения действительности не было еще ни в одном фильме про войну.

Чудесное спасение

Спустя некоторое время евреев начали отправлять в концлагерь, возврата из которого нет. Владислава Шпильмана в последний момент удалось спасти его давнему другу. Кинокритики отмечают поразительный кадр фильма. В нем рыдающий музыкант уходит от поезда, который увозит его семью в лагерь, откуда людям уже никогда не выбраться живыми.

Шпильман вернулся в безлюдное Варшавское гетто. В течение нескольких часов ему пришлось прятаться под сценой ресторана, в котором еще недавно он зарабатывал на жизнь. Вместе со знакомым Шпильман попадает на стройку. Здесь под надзором нацистов музыканту пришлось работать чернорабочим. Однажды на улице Владислав увидел знакомую женщину. Будучи поклонницей его таланта, она вместе со своим мужем помогла Шпильману бежать со стройки.

Скитание по квартирам

Спасшая Владислава женщина сняла для него квартиру в немецком районе, окна которой выходили на Варшавское гетто. Здесь Шпильман наблюдал за течением проходившего в нем восстания. Однажды на квартиру пришел человек и поведал о том, что друзья, которые сняли ему жилье, арестованы. Он посоветовал музыканту поменять место своего нахождения. Однако Шпильман не сделал этого. Он остался в квартире, но к нему некому было приходить и приносить еду. В поисках съестного Владислав стал обшаривать шкафы и случайно уронил на пол много посуды. Этот звук привлек внимание соседки. Ведь она считала, что квартира пуста. Владислав собрал вещи и вечером потихоньку пошел на улицу. Ему чудом удалось убежать от поджидавшей его соседки, громко кричащей «Жид! Жид!»

Благодаря тому, что Шпильман является национальной знаменитостью, ему вновь снимают квартиру поклонники. Это жилье находится напротив немецкой комендатуры и госпиталя.

фильм легенда о пианисте
Однако известность не защитила музыканта от предательства. Друзья Владислава собрали для него деньги, но с ними сбежал человек, который должен был приносить ему еду.

Неожиданная помощь

Владислав заболел желтухой и остался в пустой квартире без лекарств и помощи. В полумертвом состоянии его обнаруживает женщина с мужем. Супруги спешно вызвали врача, но сами были вынуждены уехать из страны. Спустя несколько дней немецкая комендатура была атакована партизанами. Для подавления восстания фашисты привлекли танки, один из которых выпустил снаряд в дом, где находился музыкант. Шпильман чудом избежал смерти и спрятался в одном из зданий опустевшего гетто. Там он нашел банку с консервированными огурцами, но открыть ее не мог из-за слабости.

Владислав решил поискать инструмент и, бродя по зданию, случайно наткнулся на немца. Тот был настроен миролюбиво и, узнав, что встретившийся ему человек пианист, попросил исполнить ему музыкальное произведение. Шпильман сыграл Шопена.

В здании, где прятался музыкант, немцы устроили новую штаб-квартиру. Владиславу пришлось спрятаться на чердаке. Сюда немец стал приносить хлеб и варенье. Принес он и консервный нож.

Позже штаб эвакуировали. Немец пришел попрощаться. Он передал музыканту пакет с едой и, уже повернувшись к дверям, посмотрел на замерзшего Владислава, укутанного в грязные тряпки. Он пожалел пианиста и отдал Шпильману свою шинель.

Смерть спасителя

Уже в самом конце фильма Варшавское гетто было освобождено советскими войсками. При этом солдаты захватили оставшихся в нем немцев. За колючую проволоку попал и офицер, помогавший Шпильману. Избитый немец попытался поговорить с одним из поляков. Он выкрикнул свою фамилию, однако собеседник ее не расслышал. Поляк передал разговор с немцем Шпильману. Тот приехал в лагерь, но уже никого там не застал. К сожалению, Владислав не знал фамилии своего спасителя, и поэтому ничем не смог помочь ему.

В конце фильма зрители узнали о том, что немец Вильгельм Хозенфельд, благодаря которому польский музыкант остался жив, умер в советском лагере в 1952 г.

Поведение главного героя

Многие критики отмечают, что в фильме «Пианист» основной персонаж представлен не столько в роли непосредственного участника событий, сколько в качестве свидетеля. Шпильман наблюдает за всеми происходящими событиями немного со стороны. По замыслу режиссера он является неким авторским посредником. Здесь некоторые кинокритики проводят аналогию главного героя с камерой, которая запечатлевает на пленку все то, что попадает в ее объектив. И это не единожды подчеркнуто режиссером в избираемых им ракурсах. Так, например, кадры, когда Владислав наблюдает за происходящим «обыденным» ужасом сквозь шель в окне или через узкий проем. Особенно ярко такое наблюдается в сценах, где Шпильману приходится скрываться на нелегальных квартирах.

В последней трети фильма пианист находится практически в одиночестве. И вопреки, казалось бы, вполне разумным доводам, что он уже не жилец, все же стремится выжить. Он словно Робинзон Крузо, находящийся на необитаемом острове. Владислав из последних сил цепляется за жизнь, веря в то, что он не вправе уйти из этого мира раньше срока, положенного свыше. И эту веру ему дает музыка. Именно искусство, от которого пианист был отлучен, наполняет его жизненными силами.

Музыка

Главный герой фильма «Пианист» проходит через своеобразную пытку. Она выражается в отлучении его от музыки. Особенно ярко это просматривается в сцене, когда после долгого перерыва Шпильман, наконец, оказался около пианино. Однако играть по соображениям конспирации он не может. Пианисту приходится перебирать пальцами в воздухе, не дотрагиваясь до клавиш. Но в его воображении (и за кадром) звучат произведения Фредерика Шопена. По мнению зрителей и кинокритиков, спасение Владислава пришло вовсе не в тот момент, когда Варшаву заняли советские войска. Это случилось несколько раньше. Музыкант ощутил жизнь тогда, когда немецкий офицер попросил сыграть для него.

пианист фильм 2002
Музыка из фильма «Пианист» помогает режиссеру Роману Поланскому подчеркнуть мысль о том, что остаться жить на этом свете в экстремальных ситуациях весьма трудно, но возможно, если человеку предназначена высокая миссия, заключающаяся в его творчестве. Кинолента «Пианист» задумана не об искусстве выживания. Она повествует о выживании благодаря искусству.

Актерский состав

Не только благодаря работе талантливого режиссера получил многочисленные премии «Пианист» (фильм, 2002). Актеры, сыгравшие в нем, ярко отобразили основную мысль Романа Полянского. Особенно зрители и критики отмечают игру Эдриена Броуди. Он талантливо прошел весь военный путь Шпильмана, в совершенстве трансформировавшись за 2,5 часа из фатоватого, модно одетого музыканта до одичавшего от страха и дрожащего от холода оборванца, пытающегося открыть грязными ногтями случайно найденную банку с огурцами.

легенда о пианисте отзывы о фильме
Не менее талантливой была игра и других актеров, снявшихся в фильме: Томаса Кречмана (капитан Хозенфельд), Фрэнка Финлэя (отец Шпильмана), Морин Липман (мать Шпильмана), Эмилии Фокс и многих других.

Красивая история итальянского режиссера

Фильм «Пианист» 1998 г. также связан с миром музыки. В своей истории итальянский режиссер Джузеппе Торнаторе рассказал об удивительной истории человека, которого в первый день двадцатого века младенцем нашли в коробке из-под лимонов на пароходе «Вирджиния». Мальчик провел свою жизнь в море. Он вырос на океанском лайнере, совершавшем рейсы между Европой и Америкой.

Режиссер назвал свой фильм «Легенда о пианисте». Ведь его сюжет повествует зрителю о том, как главный герой, ни разу не бывавший на берегу, каким-то образом научился виртуозно играть на рояле и стал развлекать публику, участвуя в ресторанном оркестре. Его жизнь и связанные с ней потрясающие истории превратились в красивую сказку.

Весьма интересной лентой является «Легенда о пианисте». Отзывы о фильме критиков говорят о том, что сюжет буквально потрясает зрителей и приковывает их внимание к человеку, ни разу в своей жизни не ступавшему на берег. Главный герой нашел свое призвание в музыке, которая продиктована шумом волн. Уже в раннем детстве он начал выдавать столь виртуозные партии на рояле, что находящиеся на корабле люди рукоплескали его таланту. Парень обладает таким потрясающим слухом, музыкальной памятью и чувством ритма, что это с лихвой компенсирует его незнание нот и отсутствие музыкального образования.

Судя по отзывам зрителей, фильм не оставляет равнодушным никого. Он удивляет и вдохновляет, а также заставляет улыбаться. Кино необычно и ломает наши устоявшиеся стереотипы. Так что посмотреть его стоит каждому.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.