Сколько невзгод может вынести один человек? Это вопрос риторический, но Шпильман Владислав своим личным примером доказал, что настоящая личность способна на многое, особенно под угрозой истребления. Воспоминания этого человека стали настоящим откровением для будущих поколений.
Жизнь до войны
О детстве Шпильмана известно немного. Будущий великий пианист родился в Сосновце в семье евреев Самуила и Эдуарды Шпильман. У четы было четверо детей — двое мальчиков и столько же девочек. О семье будущего композитора известно мало, но, как и многие евреи Варшавы, они были представителями среднего класса.
Владислав Шпильман, биография которого в годы оккупации немецкими нацистами Польши стала примером мужества для многих людей по всему миру, учился в Музыкальном университете имени Шопена в классе Александра Михаловского. Затем он получил стипендию на обучение в Берлинской музыкальной академии, но уже в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты и талантливый абитуриент был вынужден отправиться на родину в Польшу.
Шпильман Владислав до начала войны работал на столичном радио и занимался сочинительством различных композиций и музыки к фильмам. Талантливый композитор и пианист успел дать несколько концертов вместе с известными скрипачами того периода — Шерингом Гимпелем и другими.
Вторая мировая война
Несмотря на то что нацисты уже полностью руководили в Германии, обычные люди верили, что Гитлера остановит «старая Европа». Первые бомбежки настигли пианиста во время очередной записи на радиостанции. Шпильман Владислав отказался покидать родной дом, невзирая на желание остальных членов семьи.
Эти события произошли 23 октября 1939 года, а уже через четыре дня немецкие войска оккупировали Польшу. Семья Владека, а именно так его называли близкие люди, надеялась, что война продлится недолго. Их ожиданиям не дано было осуществиться. Большинство польских евреев было уничтожено нацистами: кто-то был просто убит, некоторые замучены в концентрационных лагерях. Вся семья Шпильман была вывезена в Треблинку. Там они завершили свой земной путь. Такая же участь была уготована известному пианисту и композитору, но его спасла популярность.
Случай на вокзале
На вокзале в толпе евреев его увидел соотечественник, работавший полицаем, и вытолкнул его из толпы. Шпильман Владислав остался один. Он работал на стройках в гетто и чудом несколько раз избежал очередных селекций евреев. В 1943 году он сбежал из гетто и отправился искать помощи у знакомых.
Конечно, благодаря известности у пианиста было множество друзей и ценителей его таланта, которые остались в Варшаве и оказали помощь Владиславу. Огромную помощь великому музыканту оказала семья Богуцких: именно они долгое время прятали его в квартирах столицы, надеясь на скорую победу над нацистами. Партизаны уже готовили в Варшаве восстание против немцев.
На момент восстания Владислав Шпильман, пианист и известный человек в Польше, отсиживался то на чердаке, то в квартире одного из домов в центре. Когда нацисты подожгли здание, он решил отравиться, выпив снотворное, но не умер. После Варшавского восстания Владек оказался одним из немногих людей, оставшихся в живых.
Чтобы найти хоть какую-то еду, он решил выйти из своего разрушенного убежища и отправился в госпиталь. Следующим его пристанищем стала заброшенная вилла.
Кто такой Хозенфельд?
На когда-то богатой, а ныне разрушенной вилле Шпильман жил некоторое время на чердаке. Но когда однажды решился спуститься в дом в поисках какой-либо пищи, то увидел там немецкого офицера. Это был Вильгельм Хозенфельд, он пришел осмотреть здание, в нем гестаповцы планировали расположить штаб обороны Варшавы.
Увидев изможденного человека, немецкий офицер поинтересовался, кто он. Шпильман ответил, что он пианист. В соседней комнате стоял рояль, немец попросил Владислава сыграть что-нибудь. Великий пианист сел за инструмент впервые за два с половиной года войны и сыграл сонату Шопена.
Офицер порекомендовал Шпильману Владиславу спрятаться тщательнее. Они вместе соорудили ночлег для пианиста под самой крышей. Офицер приносил прятавшемуся еврею провиант и теплые вещи. Когда немецкие части под натиском союзников и русских начали отступать из Варшавы, офицер принес Шпильману Владиславу солдатскую шинель и продукты. В момент прощания пианист назвал свое имя, но побоялся спросить фамилию своего спасителя.
Судьба Хозенфельда, который в годы войны спас несколько десятков евреев, стала известна благодаря его подробным дневникам и письмам. Погиб он в советском лагере, после жутких побоев в 1952 году. Шпильман, несмотря на все свои усилия, так и не смог помочь своему спасителю.
«Варшавские дневники» Владислава Шпильмана
После войны великий пианист погрузился в длительную депрессию, его мучила совесть из-за кончины родителей, брата и сестер. Друзья посоветовали Владиславу перенести все воспоминания на бумагу и облегчить свою душу.
В 1946 году мемуары пианиста были изданы в Польше под названием «Гибель города». Послевоенная цензура изменила множество фактов в воспоминаниях пианиста, в том числе и то, что его спасителем был немец. В результате книгу запретили.
В 1998 году вышло переиздание мемуаров великого пианиста. Книга получила огромное признание и была переведена на множество языков. В 2002 году знаменитый режиссер Роман Полански снял по мотивам этой книги замечательный и до боли пронзительный фильм «Пианист».