Ребенок все понимает, но не говорит в 3,5 года. ОНР 1 уровня - как распознать и помочь ребенку

ОНР 1 уровня - это уровень речевого развития, при котором речи нет. Малыш может пользоваться жестами, общаться при помощи взгляда, но при этом не произносит ничего либо использует лепет. Большинство родителей спокойно относятся к такому состоянию, когда ребенку год. В 2 года мама тревожиться, но бабушки могут еще уговорить, что у соседей дети тоже поздно начали говорить. Но к тому времени, как приходит время идти в сад, уже становиться понятно, что пора бить тревогу.

Причины отставания в речевом развитии

Существует несколько факторов, которые могут способствовать возникновению общих нарушений речи у детей. Во-первых, это могут быть генетические предпосылки. Если у кого-то из близких родственников малыша были диагнозы, связанные с речевыми нарушениями, вероятность возникновения подобных проблем у самого ребенка значительно возрастает. Во-вторых, важную роль играет среда, в которой растет ребенок. Нехватка речевой стимуляции, дефицит общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками могут негативно сказаться на развитии речи.

Кроме того, стоит обратить внимание на медицинские аспекты. Аудиометрические обследования помогут исключить возможные проблемы со слухом, которые могут стать причиной речевых нарушений. Иногда ребенка дополнительно направляют на анализы и обследования у специалистов-оториноларингологов, чтобы убедиться в отсутствии любых физиологических препятствий для нормального развития речи.

Следует помнить, что чем раньше ребенок получит квалифицированную помощь и поддержу, тем выше шансы на успешное преодоление речевых трудностей. Дефектолог разработает индивидуальную программу занятий, направленную на коррекцию выявленных нарушений, а невролог при необходимости назначит медикаментозное лечение. Комплексный подход и регулярные занятия помогут ребенку быстрее справиться с проблемами и догнать сверстников в речевом развитии.

Симптомы

Если двухлетний ребенок не разговаривает, стоит внимательно за ним понаблюдать и оценить его поведение. Подозрение на ОНР может возникнуть при наличии следующих особенностей:

  • позднее начало или медленный темп речевого развития;
  • ограниченный словарный запас;
  • сложности с грамматической структурой фраз;
  • трудности с произношением звуков и их восприятием.

Если перечисленные признаки наблюдаются у ребенка, необходимо как можно скорее обратиться к дефектологу и неврологу. Задержка в этом вопросе может привести к осложнениям и нежелательным последствиям.

Ребенку пора в детский сад

Чаще всего диагноз ОНР 1 уровня ставят именно в этом возрасте. В 3,5 лет ребенок, который все понимает, но не говорит, вызывает у родителей обоснованное беспокойство. Это состояние характеризуется значительным отставанием речевого развития, когда ребенок практически не пользуется речью для общения и его словарный запас крайне ограничен. Важно понимать, что ОНР 1 уровня требует комплексного подхода к диагностике и лечению.

Первым делом - обследование

Для начала следует обратиться к детскому неврологу и логопеду для проведения всесторонней оценки речевого и неврологического статуса ребенка. Специалисты проводят специальные тесты и наблюдения, чтобы понять, насколько ребенок ограничен в речевых возможностях и каковы причины данного состояния. Это может включать как структурные нарушения речевого аппарата, так и функциональные расстройства, такие как задержка психоречевого развития. Кстати, ОНР 1 уровня - это не диагноз, это уровень речевого развития.

Диагностика при ОНР

Конечно, ее должен проводить специалист. Характеристика ОНР 1 уровня, описанная в учебнике - это одно, а глаз опытного логопеда - совсем другое. Вначале логопед беседует со взрослыми, затем проводит диагностику с участием ребенка: оценивает связность его речи и способность формировать предложения. Дополнительно он проверяет строение речевого аппарата ребенка и слушает, как тот произносит звуки. Анализируя собранные данные, логопед делает заключение, определяя форму и вероятную причину общего недостаточного развития речи.

Ищем специалиста для коррекции

Это очень важный момент. Когда родители видят в заключении ОНР 1 уровня, они первым делом начинают активно пристраивать его в детский сад. Родственники и знакомые в один голос твердят, что там-то он точно начнет говорить. На самом деле, если у вас ребенок тотально неговорящий, попасть в среду сверстников, где есть много правил и требований, может быть весьма травматичным опытом. Можно привести простой пример, если первоклассника с белым поясом по карате поставить в спарринг с семнадцатилетними ребятами, имеющими черные пояса, то у него быстро пропадет мотивация к занятиям. У него просто не будет шансов быть с ними на одном уровне, а ситуация постоянного неуспеха никому не нравится.

Конечно, все дети разные. Ребята с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, пусть даже и неговорящие, легче переносят жизнь в саду. Но дети с моторной алалией замыкаются в себе, и преодолеть потом речевой негативизм крайне сложно. Это на самом деле большая проблема, потому что ОНР 1 уровня у алалика - это вовсе не приговор, но вместо сада ребенку нужен грамотный специалист.

Индивидуальная программа коррекции

После постановки диагноза важно разработать индивидуальную программу коррекции, которая обычно включает логопедические занятия, направленные на развитие моторики, улучшение понимания речи, а также формирование первоначальных речевых навыков. ОНР 1 уровня требует работы с логопедом и дефектологом. Очень полезными могут оказаться занятия с дефектологом, который поможет малышу развивать все аспекты, необходимые для полноценного речевого общения.

Специалист + родители - важный тандем

Не менее важно участие родителей в этом процессе. Дома следует создавать речевую среду, стимулирующую ребенка на выражение своих мыслей и желаний. Это могут быть совместные игры, чтение книг, проговаривание всех действий и событий. Терпение и позитивный настрой родителей играют ключевую роль в преодолении речевых трудностей ребенка. Важно помнить, что прогресс может быть медленным, но при систематической и целенаправленной работе он неизбежен. ОНР 1 уровня у ребенка не пройдет сам собой. Коррекцию нельзя откладывать на потом, чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов у ребенка на полноценную жизнь.

Лечение ОНР 1

Важно понимать, что это не болезнь, а лишь проявление, поэтому только таблетками проблему безречья не решить. Занятия при ОНР 1 уровня должны быть максимально качественными и систематическими. Психологическая поддержка и коррекция эмпатии играют важную роль в лечении детей с речевыми нарушениями. Часто у таких детей выражены социальные и коммуникативные трудности, что затрудняет их взаимодействие с окружающими. Психологические занятия помогают детям развивать навыки общения, устранять страхи и повышать уверенность в себе. Самооценка ребенка также значительно влияет на успешность речевой терапии, ведь, веря в свои силы, он быстрее достигает результатов.

Кроме того, необходимо учесть, что занятия с логопедом могут включать в себя не только прямую коррекцию речевых дефектов, но и различные элементы арт-терапии, музыкальной терапии и других видов деятельности, направленных на общее развитие ребенка. Творческие занятия способствуют расширению кругозора, стимулируют когнитивные процессы и поддерживают эмоциональное благополучие. Умелое сочетание различных подходов позволяет добиваться лучших результатов в короткие сроки. Работа при ОНР 1 уровня должна продолжаться и после перехода ребенка на 2 и даже 3 уровень, только тогда мы можем говорить о стойких результатах.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам приходилось обращаться к логопедам? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.