Каждому человеку обеспечена свобода выбора, в том числе и относительно самоопределения и идентификации. Личность формируется в биологической оболочке под воздействием социума и проблем общества. От того, насколько каждый оценивает свое влияние на жизнь народа и государства, зависит устойчивость общественного строя державы. Формирование гражданской идентичности является достаточно проблематичным моментом стадии подросткового развития. Молодые люди не могут в полной мере оценить свою роль и свое мнение в жизни страны. Во многом это обусловлено банальным недостатком информации или способов её подачи. В этом материале рассказывается о том, что представляет собой национальная гражданская идентичность.
Общие сведения о понятии гражданской идентичности
Формирование гражданской идентичности является неотъемлемой частью организации управления державой, обеспечения национальной безопасности и обороны. Если народ может идентифицировать себя, то такая страна по праву может считаться демократической.
Исторически так сложилось, что введение в оборот понятия «гражданство» и понимание его жителями является объединяющим фактором. Считается, что это помогает устранить раскол в обществе, сплачивает различные сословия, слои и группы населения. Это вызывает единение всех людей, что, конечно, привносит свой вклад в стабилизацию. Независимо от того, кто кем является и сколько имеет денег, все становятся равными. Это позволяет выработать единую нормативно-правовую базу и аппарат по защите интересов граждан. Правительство той страны, где заложены основы гражданской идентичности, может формировать политический строй.
Гражданское образование школьников различных возрастов
Гражданская идентичность младших школьников и их старших товарищей сейчас становится темой обсуждения в педагогических, психологических и научных кругах. Ведь осознавать себя личностью человек должен с самого юного возраста.
Гражданское воспитание подразумевает собой следующие моменты:
- воздействие на психику ребенка;
- подача знаний определенного рода;
- привитие чувства любви и уважения к Родине;
- пробуждение интереса к истории страны и своих предков;
- закладывание основ правоведения;
- формирование понятия ответственности за содеянное, за принятые решения, судьбу государства;
- формирование активной гражданской позиции.
Заложенные знания
В конечном итоге подразумевается, что формирование гражданской идентичности школьника должно заложить в нем определенные основы. Он должен владеть информацией о своих правах и обязанностях, государственном устройстве и возможности выбора.
Ребенок, поддающийся воздействию со стороны родителей, детского сада и школы, должен иметь представление о ценностях, уважать права и выбор других людей, быть толерантным. В процессе развития у детей должно формироваться критическое мышление, способность адекватного восприятия политической ситуации. У человека должно присутствовать желание высказывать свое мнение или негодование, он должен хотеть участвовать в общественно-политической жизни. Воспитание гражданской идентичности заключается во взращивании поколения, живущего в соответствии с демократическими ценностями.
Определение понятия гражданской идентичности
Существует множество толкований понятия гражданской идентичности. И действительно, оно может характеризовать совершенно не похожие вещи и носит различный смысл. Но в первую очередь гражданская идентичность – это самоопределение человеком своей принадлежности к той или иной группе. Он должен четко осознавать факт выбора.
В каждом государстве этому понятию присваивается разное значение. Гражданская идентичность – это ощущение личностью себя как составляющей части, элемента организованной силы. И именно она должна защитить его от любых отрицательных проявлений социума.
Двойственность определения термина
Понятие гражданской идентичности может характеризоваться с двух позиций. Первая гласит, что данное определение выражает принадлежность человека к определенному народу того или иного государства. Вторая позиция, в противовес предыдущей, утверждает, что приобщение идет не к конкретному обществу, а к совокупности людей в целом. Эта теория подтверждает то, что цивилизованный человек считает себя коллективным субъектом.
Действительно, первая позиция отождествляет два определения и говорит о том, что гражданская идентичность – это и есть гражданство. Но мало быть частью страны по паспорту, важно само отношение к государству и ощущение себя его частью. Базой комплексного мнения должно быть понимание возможности свободного выбора и самоидентификации. У народа, в котором есть основы гражданской культуры личности, с помощью сферы образования закладываются определенные качества, такие как патриотизм, нравственность и толерантность.
Факторы формирования гражданской идентичности
Существование определенных аспектов влияет на формирование общественного сознания. Для того чтобы каждый житель страны мог идентифицировать свою гражданскую позицию, должен присутствовать ряд факторов:
- единая история;
- общие культурные ценности;
- отсутствие языковых барьеров;
- объединяющие эмоциональные состояния;
- подача информации институтами социализации;
История возникновения теории воспитания гражданина
Гражданская идентичность – это то, что волновало людей еще в глубокой древности. Как направление в сфере образования оно сформировалось достаточно давно, так что проблематика изучалась не только современными мыслителями. Проанализировав мнения историков и философов, можно сделать вывод, что основы самоопределения в этом отношении закладывались еще в древней цивилизации. На протяжении того, как развивалась восприятие данного понятия в социуме, так и само оно становилось более образованным и осведомленным в этом плане. Это дает право утверждать, что характер общественных отношений определяется степенью внедрения философии гражданского образования.
Формирование гражданской идентичности обучающихся являлось важным звеном образования в Древней Греции. Именно выходцы из этих земель оставили после себя величайшие труды и богатейшее наследие философской мысли в отношении науки и педагогики. Например, Платон своими трудами выражает важность для общества и гражданского самоопределения образования. Об этом свидетельствуют наименования его многочисленных работ, посвященных воспитанию.
Последователь Платона Аристотель считал неотъемлемой частью успешного управления страной взращивание достойного поколения с правильными мыслями и идеями. По его мнению, воспитание молодых людей является залогом сохранения государственного строя. Он говорил о том, что воздействовать на сознание детей нужно начинать в возрасте семи лет. Аристотель утверждал, что уровень развития и осведомленности должен достигать такой степени, чтобы человек был способен руководить над собственным государством.
Философия Средних веков
Среди просветителей восемнадцатого столетия считалось, что формирование национальной гражданской идентичности невозможно без достаточного уровня образованности. Для стабильности в обществе необходимым был определенный процент таких людей. Такого мнения придерживались величайшие умы своего времени – Руссо, Дидро, Песталоцци, Гельвеций. В лице русского научного сообщества к такой идее склонялся К. Д. Ушинский.
Все эти люди утверждали, что социум может в полной мере ощутить свою силу и развить навыки лишь в том случае, если каждый будет пользоваться правом на образование. Возможность получить образование и должно предоставить государство, ведь это находится в поле интересов страны.
Достижения девятнадцатого столетия
Новое понимание гражданской идентичности внесли мыслители девятнадцатого века. По их мнению, несправедливость разделения общества на классы и сословия мешает единению народа и устойчивому пониманию прав личности. Так утверждали и на Западе в своих утопических системах Оуэн, Фурье, Маркс и Энгельс. Русские демократы, представителями которых являлись Чернышевский, Белинский и Добролюбов, лишь поддерживали эту мысль.
Единой линией пронизаны все их теоретические разработки. Согласно им, неважными являются имущественное состояние, знания и почести в процессе общественного производства. Все люди в этом смысле равны между собой.
Идея американского философа Дьюи
Идея этого американского философа несколько освежила понятия гражданской идентификации. Она является новейшим направлением в сфере данного образования. По его работам можно сделать вывод о том, что основная мысль заключается в формировании демократического общества. Человеку не должно быть навязано мнение со стороны.
Дьюи пропагандировал идею развития личности. Он утверждал, что предоставление возможности самовыражения является гораздо более действенным методом, чем давление извне. То есть расти над собой нужно, опираясь не на высказывания и тексты хоть и мудрых, но чужих людей, а лишь на свой опыт. Таким образом, определить свою позицию можно лишь путем проб и ошибок.
Дьюи говорил о том, что в детях нужно развивать не отдельные способности и навыки, а разрешать им достигать пусть и маленьких, но значащих для них целей. Школа должна подготовить ребенка ко взрослой жизни не только умственно, но и морально. Он должен быть закаленным, сформированным и самостоятельным. То есть обучать юных граждан необходимо не по статичному материалу, написанному в учебниках, а пытаться модернизировать его под текущий период времени и идти в ногу с постоянно развивающимся миром.
Советская идеология
Современная российская гражданская идентичность во многом обусловлена именно периодом СССР. Этому вопросу уделяли особое внимание эталоны педагогической науки, такие как Сухомлинский, Макаренко, Блонский, Шацкий и Пинкевич. Все их труды описывают методы воспитания, организации коллективной деятельности. Но этих людей, как и их работы, объединяет всеобщий призыв к формированию в детях чувства любви и уважения к Родине, семье, истории предков и всем людям.
Через различные виды искусства до ребенка должны быть донесены основы человечности и гражданственности. Нравственно-моральные ценности, по мнению этих знаменитых педагогов, прививаются людям в достаточно юном возрасте. Вся жизнь человека и его отношение к миру и окружающим зависят от того, насколько в детстве он усвоил такие понятия, как добро и зло.
Современное видение
На данный момент проблематика вопроса гражданской идентичности является предметом работ многих философов, психологов и педагогов, таких как Соколов и Ямбург. Большая часть специалистов придерживается мнения о том, что система воспитания этого понятия в современных детях никуда не годится. Ребенок не должен быть "пустым сосудом", который наполняют по своему усмотрению взрослые. Он должен сам принимать активное участие в учебном процессе. Таким образом у него вырабатывается свое видение и понимание происходящего.
Взаимоотношения между учеником и учителем должны быть гуманными, они должны чувствовать себя на равных правах. Только когда ребенок сам будет полностью увлечен и заинтересован в собственном развитии и самопознании, в образовании появится смысл. Если дети управляют учением со своих позиций, то это станет основой нравственному становлению. Одним из аспектов современного воспитания является и взращивание ответственного гражданина с юных лет.