Еще в довоенные годы конструкторами многих стран неоднократно предпринимались попытки создать ракетный танк, который в качестве основного вооружения использовал бы управляемые ракеты. Ближе всего к этой цели подошли немецкие инженеры, которые в конце Второй мировой войны первыми в мире создали противотанковые управляемые реактивные снаряды, но наладить их массовое производство не успели.
Первыми догадались устанавливать ПТУРС в качестве основного оружия на танки французы. Это было реализовано на ЛТ АМХ-13 в 1959-1960 годах. Чуть позже эту же идею подхватили и советские инженеры, которые в 1964 году представили опытный образец принципиально нового танка «Объект 775». Небольшая и маневренная боевая машина с мощным ракетным вооружением должна была стать грозой любой вражеской техники.Возвращаясь к истокам
Надо сказать, что советские инженеры ко второй половине 20-го века уже имели опыт конструирования ракетных танков, ведь именно в СССР в начале 30-х годов была разработана первая в мире модель этого класса военной техники РБТ-5 (до наших дней не сохранился, прародителя – БТ-5 - можно увидеть, посетив танковый музей в Кубинке). Она оснащалась двумя неуправляемыми ракетами, имела низкую живучесть, малую дальность поражения и была признана неэффективной, из-за чего ее разработка вскоре была прекращена.
За 30 с лишним лет советские ученые накопили немалый опыт в разработке танковой техники. К тому же мечта об управляемых противотанковых ракетах была воплощена в реальность, и ПТУР теперь активно использовались не только европейскими странами, но и США. Все это послужило толчком к началу работ по разработке советского ракетного танка.Работы начались в 1962 году в конструкторском бюро на базе Челябинского тракторного завода. Руководителем проекта был назначен Исаков Павел Павлович, который к этому времени отличился созданием принципиально нового класса военной техники – БМП. Имея за плечами огромный опыт, он первый предложил не просто оснастить технику ПТУРС, а создать новый танк.
Танк с драгоценным камнем
Инженерам КБ ЧТЗ удалось сделать практически невозможное – за минимальный короткий срок (менее чем за два года) им удалось создать новый, полностью боеспособный ракетный танк. Это можно объяснить тем, что разработка велась одновременно по двум направлениям – отдельно разрабатывались варианты зенитно-ракетного комплекса и конструкция нового танка.
Коллектив инженеров под руководством Исакова должен был создать для танка "Объект 775" новую ходовую часть, а также компоновочную схему. Можно сказать, что все работы были завершены к 1 марта 1964 года.Разработка ЗРК началась 30 марта 1963-го. Работы велись по созданию одновременно двух комплексов – «Астра» и «Рубин», лучший из которых должен был использоваться как основное оружие. По решению научно-технического совета 1 марта 1964 года лучшим вариантом был признан ЗРК «Рубин».
ЗРК «Рубин»
Разработкой ЗРК занимался коллектив конструкторов в Коломенском КБ машиностроения под руководством Шавырина Бориса. В состав комплекса входили радиокомандная система наведения и 125-мм управляемые ракеты длиной 150 см. Рассмотрим, почему было решено установить на "Объект 775" вооружение этого типа.
Для поражения цели достаточно было навести на нее инфракрасный луч. Выпущенный снаряд в мгновение ока набирал скорость 550 м/с и с легкостью пробивал вертикально расположенные листы брони толщиной 500 мм на расстоянии до 4 км. Это, в сочетании с высокой скорострельностью (5-6 выстр/мин), позволяло ЗРК с легкостью уничтожать любую цель.
Однако этот комплекс имел существенный недостаток – при возникновении преграды, даже дымовой завесы, выпущенный снаряд «слеп», сбивался с цели и уходил на самоуничтожение. Впоследствии этот факт не позволил принять экспериментальный советский ракетный танк на вооружение.Вооружен до зубов
Для поражения целей ракетный танк мог использовать не только ракеты «Рубин», но и «Тайфун», которые были несколько слабее и были способны пробить лишь 250 мм брони на той же дистанции. Кроме того, использовались и неуправляемые осколочно-фугасные ракеты «Бур» с максимальной дальностью поражения 9 км.
Для запуска снарядов разного типа в ОКБ-9 специально для "Объекта 775" была разработана пушка «Д-126» калибром 125-мм. Она имела полуавтоматический механизм заряжания, стабилизатор 2Э16, стабилизировавший ее в двух плоскостях, и управлялась командиром-оператором. Всего в боекомплект входило 72 снаряда – 24 ПТУР типа «Тайфун» и 48 НУРС типа «Бур».
Дополнительно танк оснащался 7,62-мм танковым пулеметом СГМТ, который мог использоваться для поражения живой силы и легкобронированной техники.
Живуч и незаметен
Если бы "Объект 775" поступил в массовое производство, то его можно было бы назвать незаметным истребителем танков. А все благодаря его компоновочной схеме и особой системе размещения экипажа – механика-водителя и командира.
Они находились в специальной полиэтиленовой капсуле, расположенной в башне, которая могла вращаться вместе с ней. Причем место механика-водителя имело особую конструкцию, что позволяло ему всегда смотреть вперед при любом положении башни.
Внедрением таких конструктивных решений удалось существенно снизить высоту танка – теперь для защиты он мог использовать даже незначительные складки местности. Машина также оснащалась механизмом самоокапывания, а также пластмассовыми подбоями, которые снижали силу действия проникающей радиации на экипаж в случае ядерного взрыва. Все это существенно увеличивало живучесть танка.Сердце танка
На "Объект 775" устанавливался 5-цилиндровый дизельный двигатель 5ТДФ мощностью 700 л. с., который ранее использовался на Т-64. Чтобы соответствовать новым стандартам, мотор был подвергнут незначительной доработке. Без изменений было решено использовать жидкостное охлаждение, трансмиссию с двумя 7-диапазонными коробками передач.
Исаков решил отказаться от торсионной подвесной системы в пользу гидропневматической подвески. Такое решение позволило танку менять свой клиренс прямо во время движения. Опорные катки с внутренней системой амортизации, а также гусеницы с резинометаллическими шарнирами также были позаимствованы у Т-64.Дальнейшая судьба
Несмотря на высокую маневренность, живучесть, незаметность и высокую огневую мощь, доказанную в ходе полевых испытаний, танк на вооружение не был принят. До наших дней сохранился лишь один-единственный образец, который можно увидеть, посетив танковый музей в Кубинке. Причин, которые не позволили запустить массовое производство машин, немало:
- Низкая надежность системы наведения.
- Плохая видимость экипажем поля боя, что было обусловлено низким силуэтом машины.
- Сложное устройство, требовавшее больших ресурсов при изготовлении.
"Объект 775" дал начало новой ветке военной техники – истребителям танков. Позднее на его базе был разработан "Объект 780", а также велась разработка "Объекта 287", но и эти представители на вооружение так и не были приняты. Успех ожидал лишь ИТ-1, который перенял все самое лучшее от своих прародителей и стал «чистым» ракетным танком.