План анализа лирического стихотворения для 7-11 классов. Анализ лирического стихотворения Пушкина

На уроках литературы учитель нередко просит ребят составить план анализа лирического стихотворения и написать, основываясь на нем, подробный разбор определенного произведения. Что же делать в этом случае ученику? На какие ключевые особенности следует обратить внимание? Давайте ответим на эти вопросы вместе и на практике закрепим то, что сначала проговорим в теории.

Обращаем внимание на биографические данные создателя

Учитывая, что поэзия представляет собой воспроизведение субъективного настроения, чувства, мысли автора, полный анализ стихотворения не может мыслиться без учета конкретных исторических обстоятельств, которые имели место в жизни писателя при создании произведения. Однако план анализа лирического стихотворения (11 класс и другие) должен включать биографические сведения и факты только с оговоркой на то, что сначала они будут подвергнуты критическому осмыслению. Ведь далеко не вся информация имеет непосредственную важность для конкретного стихотворения.

Обычно исторический и биографический комментарий включает в себя описание личной жизни автора (ситуацию, которая на момент написания происходила в его семье, с близкими людьми, друзьями, товарищами, в отношении с окружающими и т.д.) и положение в стране (связь стихотворения с эпохой особенно характерна для времен переломных моментов развития государства, например, общественные и политические мотивы широко присутствуют в лирике поэтов Серебряного века, на чью долю выпала встреча со сломом старой системы и рождением, буквально из крови и пламени, нового мира).

план анализа лирического стихотворения

Категория жанра и жанровое своеобразие

Далее план анализа лирического стихотворения требует определения стихотворения как произведения определенного жанра. Для лирики, которая, наряду с драмой и эпосом, представляет собой один из 3-х родов литературы, характерны следующие жанры:

  • Ода – торжественное, хвалебное поэтическое произведение, которое традиционно пишется высоким слогом с преобладанием книжной лексики и посвящается исключительным событиям.
  • Эпиграмма – небольшое по форме лирическое произведение сатирического характера, которое призвано высмеять определенное лицо.
  • Мадригал – шутливо-комплиментарное или любовное музыкально-поэтическое стихотворение, также небольшое по объёму.
  • Романс – небольшое поэтическое творение, которое, за счет своей напевности, может быть наложено на музыку; традиционно в романсе отражаются настроения, чувства и переживания лирического героя.
  • Элегия – стихотворение, характерными стилевыми чертами которого являются преобладающие мотивы грусти и печальных раздумий. По своему содержанию элегии обычно глубоко философичны, проникнуты скорбью, разочарованием, обреченностью.
  • Сонет – произведение поэтического творчества, которое отличается от других жанровых «собратьев» определенной системой построения и утвержденными стилистическими правилами и законами. Так, итальянский сонет всегда состоит из 14 строк (стихов): 2 четверостишия (катрена) + 2 трехстишия (терцета). Английский сонет включает в себя 3 катрена и заключительное двустишие.
  • Эпитафия – короткое изречение, которое обычно сочиняется в стихотворной форме на случай смерти и помещается на надгробную плиту в качестве поминальной надписи.
  • Послание – письмо поэтического характера, обращенное к конкретному лицу или группе адресатов. Жанр имеет подвиды и разделяется на послания любовные, сатирические, дружеские, лирические и другие.
  • Гимн – прославляющая песнь, создающаяся в честь богов, героев, победителей, ключевых событий в истории народа. Изначальными элементами жанра являлись просьба, эпиклеза (священное имя) и ареталогия (особая часть эпического рода). Одним из наиболее знаменитых произведений жанра является Gaudeamus – международный гимн студентов.
  • Песня – среднее по объему лирическое произведение, которое выступает основой для последующих музыкальных обработок и в своем традиционном виде состоит из ряда куплетов и повторяющегося припева.
  • Собственно лирическое стихотворение – малое поэтическое творение, которое создается автором от своего лица или же от лица вымышленного лирического героя. Именно для этого жанра школьникам подчас требуется план анализа. Лирического стихотворения (9 класс и в целом ребята старшей школы знают это) практически нет в младшей школе. Это жанр, в котором писатели описывают вариативные спектры чувств, эмоций, противоречия внутреннего мира человека и т.д. Поэтому характерен он все же для старшей школы и рассчитан на более зрелых, вдумчивых личностей.

анализ лирического стихотворения пушкина

Кончается ли на определении жанра план анализа лирического стихотворения? Конечно же, нет! Можно сказать, что мы ещё в самом начале пути!

Тема

Термины «тема» и «идея» нередко оказываются сложными для восприятия не только учениками, но и взрослыми, для которых филология не является делом всей жизни. Для того чтобы создать хотя бы план анализа лирического стихотворения (8 класс и аналогичные), следует понять, что тема имеет более общее, абстрактное, глобальное значение и отвечает на вопрос: «О чем это стихотворение?». Оно может быть о любви (любовная лирика), о дружбе, о философии, о природе (пейзажная), о месте поэта и поэзии в обществе, может являться произведением исповедальным и т.д.

Идея

Идея же есть восприятие темы и в своей сути она не только индивидуальна, но и более конкретна, предметна, ориентирована на практику. План анализа лирического стихотворения не может считаться завершенным, если читатель не поймет идею. Чтобы добиться поставленной цели, можно обратиться к вспомогательным вопросам:

  1. Зачем, для чего автор создал подобное произведение? Что он хотел донести до читателя, чем поделиться с ним, что сказать?
  2. Что нового человек узнает, читая это стихотворение?

план анализа лирического стихотворения по литературе

Смысловое наполнение

В этом же разделе план анализа лирического стихотворения предусматривает разбор заглавия с точки зрения первоначального формирования ожиданий, предположений, выстраивания определенного мысленного вектора развития содержания. Отражает ли заглавие суть стихотворения? Обычно на этот вопрос можно получить утвердительный ответ, однако это далеко не константа. Нередко писатели прибегают к приему обманутых ожиданий, противопоставлению (антитезе) названия и внутреннего наполнения стиха. Все это автор делал сознательно, а, значит, при анализе такие существенные детали упускать нельзя. Смысловое наполнение может быть понятно также благодаря активизации каналов восприятия. Для этого достаточно ответить на несколько вопросов:

  • Что стихотворение позволяет увидеть, услышать, почувствовать?
  • Какие ассоциации и мысли вызывает?
  • Какое настроение создает?
  • Как, с точки зрения особенностей языкового оформления и использования художественных тропов, автор добивается создания определенной атмосферы?

план анализа лирического стихотворения 11 класс

Далее мы переходим к подробному разбору художественной формы.

Форма как оправа для содержания

Если речь идет про план анализа лирического стихотворения по литературе, то никогда не следует забывать о существовании единства содержания и формы. Писатель не случайно использует те или иные приемы, определенную структуру, строфику, ритмику и размер – все это подчинено общему замыслу. Поэтому целесообразно будет проанализировать произведение с точки зрения его принадлежности к литературному направлению, в аспекте композиции, или деления на смысловые составляющие (бывает линейная, кольцевая, параллельная и т.д.) и синтаксического и строфического членения.

Ритм, или периодическое повторение в стихотворении однородных элементов, мерный размер (написано ли произведение ямбом, хореем, анапестом, амфибрахием, дактилем, спондеем или пиррихием), рифма (богатая или бедная, мужская или женская) и рифмовка (перекрестная, парная, опоясывающая) – все это незаменимые элементы разбора в случае, когда целью является хороший вспомогательный план анализа лирического стихотворения (7 класс и далее) и, как следствие, исчерпывающее рассмотрение самого произведения.

план анализа лирического стихотворения 9 класс

Анализ лирического стихотворения Пушкина: ключевые моменты

Для того чтобы показать, как должен выглядеть грамотный анализ, возьмем стихотворение «Анчар», созданное Александром Сергеевичем в период с сентября по ноябрь 1928 года. Анализ лирического стихотворения Пушкина начнем с биографических сведений, имеющих важность для творения.

Оно было создано уже по возвращении поэта из ссылки в Михайловском. К этому моменту его надежды о свободном творчестве были полностью разрушены. В основу произведения легли полулегендерные истории о ядовитом дереве Анчар, якобы произрастающем на острове Ява. Это лирическое стихотворение, однако наличие явной сюжетное линии роднит его с лиро-эпическим жанром – балладой.

план анализа лирического стихотворения 7 класс

Анализ лирического стихотворения Пушкина требует рассмотрения композиции. Она состоит из 2-х частей, которые включают 5 и 4 строфы. В стихах первой части читатель становится наблюдателем безжизненной картины мира, в центре которой – «грозный часовой». Время здесь будто остановилось, а пространство голых, пустых территорий разверзлось и заняло целую вселенную. Во 2-ой части мы переносимся в область человеческих взаимоотношений между «владыкой» и «рабом».

Как форма в "Анчаре" помогает выразить суть?

Размер стихотворения – четырехстопный ямб с пиррихием, т.е. пропуском ударения в стопе. Ямб, любимый размер Пушкина, ассоциировался у поэта с максимальной свободой в стихосложении. Именно поэтому здесь, в произведении, где отражена социальная несправедливость мироустройства, где так явно поднимается тема свободы и тирании, стихотворный размер и прочие детали как бы сами раскрывают читателю одну из ключевых идей пушкинского гения – это активное несогласие, явный, громкий протест против беспредельности власти одного человека над другим.

план анализа лирического стихотворения 8 класс

Завершить анализ этого произведения, относящегося к гражданской лирике, можно собственными мыслями, полемикой или согласием с авторской позицией.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.