Человек склонен к артистизму, причем вне зависимости от профессии и образования. Шумные торжества любят почти все. Вспомните свадьбы или дни рождения: когда веселье набирает обороты, трудно удержаться, чтобы не покривляться. Если у человека изображение кого-либо получается искусно, ему говорят: «Вылитый!» Наверное, Максим Галкин не раз такое слышал. Но можно сказать и по-другому, используя значение фразеологизма «ни дать ни взять». Его-то мы сегодня и рассмотрим во всех подробностях.
Значение
Смысловое содержание определить нетрудно. Так говорят о человеке, который либо похож, либо очень похож на кого-то по манере поведения или внешне. Например, двойники Чарли Чаплина ни дать ни взять иконы кинематографа. Кстати, забавный факт: Чарли Чаплин собственной персоной занял только третье место на конкурсе своих же двойников. Да-да, мы знаем, что история эта известная, но почему бы ее не напомнить – тем более когда она к месту.
Когда детям или молодым специалистам хотят сделать комплимент, то используют значение фразеологизма «ни дать ни взять», сравнивая их с великими деятелями настоящего и прошлого.
Например, Леонеля Месси долгое время сравнивали с Марадоной. Про некоторые его голы можно было сказать: «Ни дать ни взять Марадона!» Сходство действительно было, но не это главное. Важно то, что сейчас, когда Лео почти 30, его перестали с кем-то сравнивать, только если статистически. Лео обрел лицо, манеру, и стал собой.
Значение фразеологизма «ни дать ни взять» прояснилось, переходим к его смысловым аналогам.
Синонимы
Слова и фразы, способные заменить то или иное слово, помогают нам понять истинный смысл сказанного. Поэтому разберем имеющиеся у нас варианты:
- точь-в-точь;
- вылитый;
- совершенно такой же;
- копия;
- двойник;
- ни убавить ни прибавить.
Тут надо сказать, что все замены могут использоваться в разных контекстах и с разной эмоциональной окраской. Например, когда человек повторяет кого-то внешне, например отца, то ему говорят восхищенно: «Копия отец!» А если он делает что-то не то, ему сообщают уже зло и сердито: «Ты совершенно такая же, как твой сумасшедший папаша!» Читатель сам без труда подставит в эти примеры значение фразеологизма «ни дать ни взять» и убедится, что смысл не изменится.
Пример
Представим, что два тренера или футбольных агента пришли в спортшколу и просматривают совсем юных футболистов, когда те играют. Дело это их тяготит, но работа есть работа, приходится выполнять. И тут вдруг один замечает мальчика и говорит другому: «Смотри-смотри, это же ни дать ни взять Роналду!» Другой всматривается и говорит: «Да ну, ты преувеличиваешь, техника у него есть, но им только по 7 лет. В этом возрасте ничего определенного сказать нельзя».
Можно подобрать и более нейтральные и понятные многим примеры. Для удобства дадим списком:
1. «Мальчик надел отцовскую шляпу и стал ни дать ни взять ковбоем с Дикого Запада».
2. «Девушка примерила свадебное платье бабушки и стала ни дать ни взять дамой из начала XX века».
Таких примеров можно привести массу. Главное, что есть у читателя – это смысл выражения и общее понимание. Тогда речевой оборот «ни дать ни взять» (предложение с ним, как видно, составить довольно легко) не будет вызывать затруднений.
Иронический оттенок высказывания как намек на бедность индивидуальности
Не знаем, откроем мы Америку или нет, но когда человека с кем-то сравнивают, это значит, что он еще не обрел собственного лица. Если дело касается детей, с эти еще можно смириться. Но когда взрослый человек – это только тень кого-то, тогда стоит призадуматься, а что он делает не так?
Поэтому в большинстве случаев вопрос о том, как понять «ни дать ни взять», имеет разную трактовку. С одной стороны, устойчивое словосочетание может высказываться без задней мысли, просто как похвала или восхищение мастерством игры. Но оно же может иметь и подтекст: человек ничего не стоит, его дело только прикидываться копией, а оригиналом ему никогда не стать. Думаете, это слишком надуманно?
Неспроста актерская профессия далеко не всегда была уважаемой и почитаемой людьми. Сейчас восхищение знаменитостями во многом основывается на том, что публика прекрасно знает, сколько они зарабатывают. Был бы такой ажиотаж, если бы актеры давали только малобюджетные представления в каком-нибудь английском баре в обед? Вопрос открытый. Человек – существо зачастую легко управляемое. Правда, в таких вопросах трудно установить истину: потребность общества в высококлассных лицедеях породила спрос на артистов или виноват Голливуд, который убедил весь мир, что такие люди необходимы обществу. Другими словами, «фабрика грез» сама воспитала такую потребность в публике, взрастила ее. Вечный вопрос о курице и яйце.
Подражание как необходимый этап формирования личности
Человеку не стоит сильно расстраиваться, когда он слышит сравнения в свой адрес. Даже лестные оценки иногда угнетают, если они не нравятся. Ведь каждому хочется быть собой, а не новым Федором Шаляпиным, Марком Бернесом, Димой Биланом или, к примеру, Джоном Ленноном.
Подражание – очень важный момент обучения любой профессии или жизни вообще. Например, мальчик копирует поведения отца, ибо у него нет другого образца. Правда, иногда подражание переносится и на взрослую жизнь, но это значит, что человек не желает искать себя.
Но для определенного возраста это вполне нормально, главное – не увлекаться. С другой стороны, если заниматься пародией серьезно, можно стать высококлассным и высокооплачиваемым артистом. Романтично, если путь большого актера начнется с ответа на вопрос, что значит «ни дать ни взять».