В произведениях русской литературы бывает довольно легко запутаться: обилие авторов и написанных книг может внести сумятицу как в сознание неподкованных в вопросе взрослых, так, конечно, и маленьких детей. Чтобы этого избежать, рекомендуется применять практику составления ёмких планов, которые будут схематично напоминать о ключевых моментах повествования. В этой статье мы представим план к рассказу «Приёмыш».
Начало творческого пути автора
План к рассказу «Приемыш» не может приводиться без пункта с описанием того, как протекала жизнь его создателя. Почему именно Мамин-Сибиряк создал подобное произведение? Как оно связано с его биографией?
Дело в том, что, родившийся в ноябре 1852 года в посёлке с интересным названием Висимо-Шайтан, что в Пермской губернии (ныне Висим Свердловской области), Дмитрий Наркисович, сын приходского священника, с ранних лет начал интересоваться литературой. Первоначально последовавший по духовной стезе, Мамин младший после обучения в Екатеринбургском духовном училище (1866 год) и Пермской духовной семинарии понял, что с церковью у него не так уж много общего. Обучение в последнем учебном заведении и раскрыло в нем литературный талант; именно здесь он пристрастился к идеям Герцена, Добролюбова, Чернышевского и начал пробовать себя в написании пусть на тот момент ещё довольно слабых, но, тем не менее небезынтересных рассказов.
Перипетии судьбы
Однако какое же значение биографический комментарий имеет для плана к рассказу «Приёмыш»? Пока еще действительно очень отдаленное. После того как жизнь автора круто изменила свой вектор, и он сделал выбор в пользу собственного развития в других направлениях, словно сама судьба начала вставлять ему множество палок в колёса.
После окончания семинарии в 1871 году Дмитрий отправился в Петербург, где поступил сперва на ветеринарное, а затем и на медицинское отделение Медико-хирургической академии, после чего – уже на естественный факультет Петербургского университета, с которого после 2-ух курсов перевелся на юридическую специальность. Однако здесь у будущего известного писателя и начались серьезные проблемы: дали о себе знать материальные трудности, ухудшение здоровья и даже развитие туберкулеза.
В результате, в 1877 году Дмитрий вернулся на родной Урал, где к этому моменту умер его отец. Забота о братьях и сестрах, которым нужно было учиться, легла на плечи автора. Именно в этот период, после переезда в Екатеринбург, писатель активно исследовал историю, экономику и уникальную уральскую природу. Помимо интереса к жителям лесов и полей, знакомился он также с жителями сёл и деревень. Именно эти 2 мира и отразятся в будущих произведениях автора и окажутся связаны неразрывной нитью.
Впервые это раскроется в сборнике очерков «От Урала до Москвы». В это время урожденный Мамин становится Маминым-Сибиряком; он взял за привычку подписывать свои истории псевдонимом «Д. Сибиряк» и просто соединил отеческую фамилию с литературным именем. В Екатеринбурге писатель также познакомился с первой женой, Марией Алексеевой.
Творчество на фоне трагедий
В 1890 году Дмитрий Наркисович развёлся с первой женой и соединил себя узами брака вторично уже с другой избранницей –прославленной в то время артисткой Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой. Супруги переехали в Петербург.
Наконец, мы подходим к важной, с точки зрения составления плана к рассказу «Приемыш», части, начать разговор о которой не представлялось возможным без описания того, какие невзгоды Мамин-Сибиряк уже пережил в течение своей жизни. Через год после свадьбы горячо любимая жена писателя умерла во время тяжелых родов, оставив на руках мужа больную дочь Алёну. Это происшествие стало настоящим потрясением для автора, о чем свидетельствует его личные переписки с родными и друзьями.
Что же стало отдушиной Дмитрия Наркисовича? Воспитание и уход за дочерью вкупе с творчеством, которое приобрело плодотворный размах. Появился цикл детских произведений «Аленушкины сказки», куда и вошел рассматриваемый в этой статье «Приёмыш». Мамин-Сибиряк спокойно жил в Петербурге до 1900 годов, продолжал писать для дочери и самого себя, создал, помимо прочего, великолепный роман «Хлеб» и двухтомник «Уральские рассказы». Однако туберкулез постепенно брал свое. В ноябре Дмитрий Наркисович умер, а спустя всего лишь два года скончалась и его дочь Алёна, которой, помимо множества других добрых историй, посвятил свой рассказ «Приёмыш» Мамин-Сибиряк.
Краткое содержание
Как составить план разбора произведения далее? После того как дан краткий или исчерпывающий, как в нашем случае, биографический и исторический комментарий, следует освежить в памяти ключевые моменты истории, то есть обратиться к её краткому содержанию. Тема «Приёмыша» Мамина-Сибиряка – взаимоотношения человека и природы, их неразрывный синтез. Это можно заметить с первых и до последних строк: повествование открывается эпизодом того, как охотник приходит в гости к своему доброму приятелю, старому одинокому рыбаку, живущему на озере в отдалении от других жилищ. Читатель наблюдает, как рассказчика-охотника встречает собака Соболько; спустя время на лодке приплывает и сам хозяин по имени Тарас, подгоняющий перед собой белого лебедя. Рыбак делится с товарищем: родителей молодой птицы убили ради забавы, а, значит, он – сирота, Приёмыш, и ухаживать за ним, кроме самого Тараса, некому.
Читателю описывается то, как дед привязывается к красивой, статной птице. Он не чает в ней души и потому категорически отказывается подрезать «божьей твари» крылья, чтобы навсегда привязать её к избушке. Конечно, Тарас обманывается: он думает, что лебедь останется с ним навсегда, в то время как птица, после долгих колебаний, всё же улетает в теплые края с родными собратьями. Это читатель видит как бы уже на следующий год глазами охотника, повторно навестившего избушку рыбака. Таким образом, схематичный план рассказа будет состоять из следующих 4 пунктов:
- Появление лебедя в жизни Тараса.
- Дружба Соболько и Приемыша.
- Лебедь и стая собратьев.
- Расставание со спасителем.
Определяем проблему и идею
Если тема выяснена, а ключевые эпизоды установлены, пришла пора перейти к другим категориям, которые имеют значение для анализа произведения. Мы видим проблему, которая заключается в отражении человеческого одиночества. Тарас мог бы пойти к людям и заглушить в себе воспоминания о Приёмыше, но он этого не делает, так как связь с миром природы оказывается для него важнее, чем связь с миром людей, и неясные, но приятные и чистые образы первого ему дороже, чем фальшивость и искусственность второго. Идея рассказа заключается в том, чтобы сделать упор на мысли о близости человека к пространству природы; даже в случае, если её свободолюбивые представители выбирают обществу доброго и заботливого, но всё-таки человека, просторы, долы, леса и поля, не следует злиться на природу и проклинать её, ведь в своей вольности она и прекрасна.
Анализ пафоса и композиции как обязательных составляющих плана произведения
Трагический пафос, то есть страстный тон, произведения, особенно раскрывается в кульминации рассказа, то есть моменте ухода Приёмыша со стаей других лебедей, однако атмосфера тоскливой грусти прослеживается на протяжении всего сюжетного полотна данного творения. Мы видим её и в скрытом конфликте, имеющем место в душе рыбака. Тарас внутренне борется с собой, ведь он сильно привязался к птице, но, тем не менее, как опытный человек, он всегда понимал – её придется отпустить рано или поздно.
Композиция произведения «Приемыш» Мамина-Сибиряка, главная мысль которого заключается в необходимости безвозмездной и, возможно, даже заранее эмоционально болезненной, но всё-таки помощи, поддержке, дружбы между человеком и представителем уникального природного мира, проста. Она состоит из 6 частей:
- пролог, где глазами барина-охотника описывается обиталище рыбака и его незамысловатое хозяйство;
- экспозиция, в которой читатель наблюдает за тем, как старик ищет уплывшего далеко от избушки лебедя;
- основная часть, где описывается совместная жизнь семьи, а именно Тараса, Приемыша и Соболько;
- кульминация, уже упомянутой выше;
- развязка, в которой рыбак делится с барином историей об отлете лебедя и прощанием с ним;
- эпилог, где описываются страдания старика и то, как сильно он скучает.
Основные приемы художественного оформления
К главным приемам можно отнести портретную характеристику персонажей, а также изображение героев через действия и поступки. Эпический образ Тараса особенно сильно раскрывается благодаря личному повествованию тогда, когда упор делается не столько на изображении его внешних черт (высокий, с окладистой седой бородой и серыми глазами) или качеств характера (вежливый, заботливый, скромный, добрый), сколько на том, как он проявляет себя в отношении всего, его окружающего.
Рыбак был гуманен к животным, любовно, словно о человеке, отзывался об «умной птице», и в целом уважал законы лесов, озер, рек, полей, ведь для него это была настоящая социальная среда, с которой он регулярно взаимодействовал. И всё это – с оговоркой на то, что Тарас, который точно и не помнил, когда родился, всё же утверждал, что он видел ещё нашествие французов 1812-ого года. Это значит, что, согласно хронотопу рассказа (синтезу временных и пространственных характеристик), ему было около 90 лет!
Отношение рассказчика к Тарасу
Одним из завершающих пунктов плана может стать отражение того, как смотрел на рыбака барин. Через отношение охотника прослеживаются и установки самого автора: именно в подобных простых, но верных традициям и собственным принципам людях он и видел движущую силу настоящей жизни. Не зря охотник отзывался о старике как о «хорошем, умном», много знающем и интересно рассказывающем разные байки человеке. Налицо исключительно положительное отношение к главному действующему лицу, что сообщается и читателю.
Собственное мнение
В статье дан ответ на вопрос о том, как составить план. Если цель его составления – это дальнейшее написание сочинения или развернутого ответа, то закончить свою работу можно небольшим отзывом. «Приёмыш не вернулся к Тарасу, и, несмотря на то, что старика в итоге становится жаль, всё же понимаешь: изначально он сделал единственно верный выбор. Ему ли было не знать, что лебедь – вольная птица, у которой должна быть и своя семья? Но рыбак всё равно пришёл ей на помощь тогда, когда она в этом нуждалась, а позже не подрезал её крылья, предоставив право решать, что не может не вызывать уважение и гордость» – это пример того, как можно завершить разбор рассказа.