Писать стихи — это дело увлекательное, особенно если вы родились поэтом, которому это творчество в радость. Сейчас стало модно в школе давать задания на написание стихов. И кто же поможет детям младших классов это осуществить? Ответ очевиден — конечно же, любящие родители.
Способ подбора рифмы
К примеру, как подобрать рифму к слову "понять"? Во-первых, обдумать смысл этого слова. Что означает понять, кого понять, с кем и что понимать. Окончание должно быть, как и у исходного слова, то есть присутствие букв «Т» и «Ь» просто необходимо.
Обычно слова, рифмующиеся с другими, располагаются симметрично по всему стихотворению, и подобрать рифму бывает не так-то и легко. Даже если слово простое, оно не всегда чередуется с другими словами.
Например, как подобрать рифму к слову «понять». Желательно сразу подобрать точную рифму, но которая бы продолжала идею произведения. К слову «понять» можно найти много аналогов, например:
- Унять.
- Снять.
- Загнать.
- Принять.
- Гонять.
- Ронять.
- Пугать.
- Желать.
Слова «гонять» и «ронять» являются точными рифмами, в них меняется лишь одна буква. В данном случае буква «П» меняется на «Г» и «Р».
Пишем стихи
В процессе поиска рифмы не нужно хвататься за первое попавшееся слово, желательно проработать несколько версий стихотворения. Чтобы не пугаться и не приходить в отчаяние, не зная, как подобрать рифму к слову "понять" или к другим словам, можно воспользоваться словарями великих ученых Ожегова, Даля, обратиться к морфологическим словарям. Но нельзя забывать, что стихи пишутся под настроение и не всегда рифма главенствует в них.
У Носова есть веселая история про Незнайку, который на слово «палка» подобрал рифму «селедка». Дело в том, что Незнайка не виноват, его друг Цветик неправильно объяснил ему суть рифмы. В рифме главное не окончание (слова "палка" и "селедка" оканчиваются на КА), а то, чтобы рифмованные слова звучали одинаково. Немалую роль в этом играет та гласная, на которую падает ударение. Поэтому, зная рифму к слову "понять", можно составить стишок:
Понять меня несложно,
Гонять меня не надо.
Ронять цветы в окошко
Желает наша кошка.
Подобный стишок может сочинить и пятиклассник, если усвоит приемы составления рифмы. Дети должны знать, что рифмы бывают разными: мужскими (с ударением на последний слог), женскими (с ударением на предпоследний слог), дактилические и гипердактилические, где ударение ставится на третий или на четвертый с конца слоги.
Слова "понять", "принять", "простить" имеют ударение на последнем слоге, следовательно, рифмы к ним нужно подбирать мужские. К примеру: понять – унять, простить – угостить, принять – вменять и так далее.
Это увлекательный процесс, который проходят в школе и который потом не забывается всю жизнь.