Понятие информационно-поисковых систем появилось еще в конце восьмидесятых годов прошлого века. Возможность осуществлять поиск, обработку, отбор запрашиваемых активным пользователем данных в своей специально сформированной базе, содержащей описания различных информационных источников и перечень правил пользования ими, дают поисковые системы. Главной целью является поиск информации. Информационно-поисковые системы создавались и развивались для того, чтобы делать поиск более эффективным. В своем развитии они опираются на релевантность или соответствие результатов поиска сформированному запросу.
Типы поисковых систем
Перечислим основные типы систем поиска:
- Библиотека как информационно-поисковая система. Отбор производится при помощи традиционного или виртуального справочника.
- Диалоговые поисковики. Они обеспечивают диалоговый поиск.
- Документальные информационно-поисковые системы. Они служат для работы с документами, хранят данные в виде текстов и графики.
- Автоматизированные поисковики. Самый популярный тип поисковиков сегодня.
Виды поиска
К основным видам информационно-поисковых систем относятся:
- Каталог. Он представляет собой специально сформированную информационно-поисковую справочную систему. Он организован по различным популярным темам. Каталоги включают описания источников со ссылками на ресурсы в виртуальной сети. Это могут быть сайты, порталы, блоги, страницы, социальные аккаунты, размещенные в сети. Разработка каталогов явилась современной технологией информационно-поисковых систем. Благодаря каталогам системы могут осуществлять поиск в режиме реального времени в той или иной категории ресурсов по ключевым словам. Популярными каталогами являются Yahoo, Magellan, Weblist.
- К информационно-поисковым системам относится поисковая машина. Она осуществляет структурированный поиск, применяющий для формирования базы данных специально разработанных роботов. Система содержит необходимую информацию о ресурсах в виртуальной сети. Самым главным ее неоспоримым плюсом являются ее автоматизированные функции. Ее основа формируется роботом поиска. Чтобы произвести поиск в системе, активный пользователь оформляет запрос, включающий в себя набор ключевых фраз. Описание документа содержит: первые предложения статьи, кусочек текстового фрагмента, где выделены основные ключевые слова. В документе содержится дата и кодировка. К наиболее распространенным поисковым машинам относятся Google, Altavista, Excite.
- В мире существует большое количество разнообразных автоматизированных информационно-поисковых систем, содержащих множество источников требуемой информации. Даже наличие современного и мощного сервера не может ответить на все запросы миллионов активных пользователей виртуального пространства. В связи с эти на сегодняшний день информационно-поисковые системы позволяют одномоментно пересылать заявки пользователей нескольким поисковым серверам, а на основе своей консолидации получают возможность показать пользователю результат, содержащий ссылки на запрашиваемый ресурс.
История создания
Самые первые поисковики появились в середине девяностых годов прошлого века. Они напоминали информационные указатели, находящиеся в справочниках. В их информационной базе были ключевые слова, собирающиеся всеми возможными способами с востребованных сайтов в виртуальной сети. Информационные технологии были тогда не совершенны. Отбор осуществлялся только по ключевым словам в информационно-поисковых справочных системах. Позднее был разработан специальный поиск словосочетаний, предложений и текстов, облегчающий нахождение требуемых пользователю данных. Система делала фиксацию слов, содержащих ключи. Благодаря этому пользователи могли делать требуемые запросы по ключевым словам и различным словосочетаниям в интернете.
Информационно-поисковая система Wandex была придумана программистом Мэтью Греэмом в конце прошлого века. Позже возникла Aliweb, которая и сегодня успешно функционирует. Однако они имели многогранную иерархическую структуру и не обладали технологиями современности.
Одна из первых появилась система WebCrawler. Ее уникальной особенностью и главным плюсом, выгодно выделяющим ее среди прочих поисковиков, явилась способность находить любые ключевые слова на той или иной странице в интернете. Она стала своего рода образцом для всех остальных поисковых систем.
Значительно позже появились и другие поисковики, соревнующиеся за внимание пользователя между собой. Пользователи интернета в нашей страны стали работать с Рамблером.
В 1997 году был создан "Яндекс", ставший аналогом Google. Сегодня он является одним из лидеров по поисковым запросам среди систем в нашей стране.
На сегодняшний день имеются специальные поисковики, созданные для решения поставленных задач. Например, информационно–поисковая система базы данных "Патрон". Она разработана для хранения и поиска данных по патронам для разнообразного вида оружия и сейчас используется в органах МВД Российской Федерации, спецслужбах. Имеются разработанные правовые информационно-поисковые системы для нотариусов, юристов, медицинских сотрудников и инженеров. Они ими пользуются на ежедневной основе и не представляют современную деятельность без них. Существуют документальные информационно поисковые системы для научных сотрудников институтов.
Принцип работы
При описании функционирования электронных информационно-поисковых систем необходимо отметить следующие моменты:
- Существует программа, называемая поисковым роботом. Данный робот систематически проверяет и индексирует различные страницы.
- Сервер в интернете формирует запрос пользователя на предоставление информации, а затем подготавливает необходимый запрос поисковой машине.
- Поисковик анализирует необходимую базу данных, затем формирует полный список страниц, а после передает их серверу.
- Сервер формирует все результаты запроса и передает их на персональный компьютер пользователя.
Цели создания ИПС
Основные автоматизированные информационно-поисковые системы предназначены для:
- хранения объемов информации;
- оперативного поиска требуемых данных;
- размещения и уничтожения информации;
- обработки данных.
Самые популярные ИПС
В современном мире невозможно представить себе жизнь без виртуальной сети. С ее помощью мы приобретаем разнообразные товары и услуги, общаемся с коллегами и друзьями, работаем, отдыхаем, проводим с пользой и выгодой свой досуг. Основополагающую роль проводников выполняют в виртуальных сетях интернета информационно-поисковые системы. Любой человек пишет в поисковой строке свой запрос, а поисковая система выдает огромное количество предложений по ключевым словам или фразе.
На первом месте находится неоспоримый лидер многих лет информационно-поисковых систем - Google, получающий четыре из пяти запросов по самым различным вопросам активных пользователей со всего мира. Второе место занимает Yahoo. На третьем месте "Яндекс". Рассмотрим эти поисковики подробнее и другие их аналоги.
Google является основной информационно-поисковой системой, обрабатывающей большую часть запросов со всего мира. Этот поисковик знают большое количество активных пользователей интернета. Каждый месяц система обрабатывает более сорока миллиардов запросов, проводит индексацию двадцати пять миллиардов страниц в виртуальной сети.
Поисковую систему создали два талантливых программиста в 1996 году. Назвали они ее просто и лаконично - Google. В ее фундамент был заложен специальный поисковый робот. Он производил сканирование страниц и их индексацию. Робот обеспечивает то, как будут формироваться страницы пользователю в результатах поиска сегодня. В Google одними из первых разработали поиск с помощью голоса на нескольких языках, облегчающий введение данных в систему.
Google имеет свой аналог в нашей стране, он на данный момент насчитывает более миллиарда проиндексированных страниц.
"Гугл" является одной из поисковых систем, глубоко индексирующей ваш сайт. Большим и популярным сайтам проще попасть на высокие позиции в результатах поиска Google, тем самым система защищает себя и пользователей от ненужной информации.
Yahoo
Yahoo создана в 1994 году. Она по сей день остается очень популярной, сочетающей поиск по словам, содержащим ключи, с помощью построенного иерархически дерева разделов.
Современное развитие поисковика определяется как движение вперед к интерактивности. Yahoo осваивает это пространство, но техническая составляющая системы не была на это рассчитана при создании поисковика. Не было в Yahoo заложено составляющей работы в режиме реального времени, поэтому существует риск хакерских атак на эту незащищенную часть поисковика.
Одна из уникальных черт заключается в функциональной панели задач для Firefox. Этот уникальный инструмент является помощником пользователя при использовании Yahoo. Пользователь ищет данные, не заходя на сайт поисковика, а лишь используя панельные кнопки.
В 2005 компания заявила о запуске системы поиска текстовых данных и изображений, содержащихся в письмах. Необходимость такой функции возникла из-за роста объема хранимых пользователями данных. Некоторые люди создают целые архивные почтовики.
Активные пользователи Yahoo могут использовать возможности поиска слов в заголовке или, например, в теле письма, а также в прикрепленных файлах, не открывая и не читая их. Текстовый результат поиска отражается в строках с указанием всех необходимых атрибутов для отправляющего запрос. Найденные фотографические изображения выводятся на экран.
Yahoo принадлежит более двухсот миллионов адресов почты, что есть более тридцати процентов мирового рынка.
"Яндекс"
Одной из лучших систем нашей страны является "Яндекс". На текущий день поисковик занимает четвертое место по суммарному количеству пользовательских заявок. "Яндекс" по популярности сегодня лидирует среди пользователей в нашей стране. Суммарное количество сделанных запросов превышает двести пятьдесят миллионов каждый день. Сегодня поисковик "Яндекс" имеет пятьдесят уникальных, специально разработанных приложений.
Начиная с 2010 года, помимо известного поисковика yandex.ru появился еще один поисковик yandex.com, используемый для поиска по зарубежным порталам.
В отличие от других систем поиска, "Яндекс" не игнорирует морфологию русского языка. Поисковик предназначен для функционирования в русскоязычной части интернета. Основополагающие различие между русскоязычными поисковиками и иностранными состоит в том, что поисковые системы, формально осуществляющие поиск на русском языке, игнорируют морфологию русского языка. В русскоязычной части виртуальной сети функционируют около двух десятков современных поисковиков, но большинство пользователей работают с "Яндекс".
Сегодня "Яндекс" - популярная русскоязычная поисковая система. Каждый месяц к ней обращаются более тридцати пяти миллионов пользователей виртуальной сети.
Основал его советский программист в 1989 году. Сначала был разработан алгоритм формирования гипотез. Отныне разбор запрашиваемых словосочетаний и текстов перестал быть строго привязан к словарю. Если запрашиваемого слова в словаре не находилось, то находились максимально похожие на него однокоренные слова. Еще через полгода стало понятно, что ничто не мешает созданию новой русскоязычной поисковой машины. Осенью был представлен мировому сообществу yandex.ru.
Помимо поисковой системы, сегодня "Яндекс" является огромным порталом с набором используемых повсеместно специально созданных сервисов. Гибкий язык запросов позволяет оформлять поиск по различным критериям запроса. По умолчанию поиск выводит по несколько ссылок на странице результатов. Иногда ранжирование сайтов на этих страницах меняется, так как обновление результирующих баз происходит не одномоментно.
Периодически алгоритмы поисковика "Яндекса", отвечающие за релевантность выдачи, видоизменяются, что приводит к корректировкам в результатах запросов. Эти изменения направлены против огромного поискового спама, существующего в сети и приводящего к некорректным результатам по запросам активных пользователей.
Ebay
Ebay является американской компанией, основанной в середине девяностых годов и специализирующейся на проведении аукционов в виртуальной сети. Она производит управление порталом eBay.com. Ebay является посредником при покупке и реализации товаров. Продавцы вносят требуемый за покупку и дополнительный денежный взнос, а покупатели имеют возможность использования сайта на бесплатной основе. Сегодня это огромная платформа для приобретения и реализации товаров как физическими, так и юридическими лицами.
Общие принципы Ebay заключаются в том, что все люди добрые, порядочные, и каждый из них способен внести свой вклад в развитие, а в общении они проявляют свои качества.
С 2010 года возникла версия популярного виртуального аукциона на русском языке. Оплата на аукционе осуществляется через систему PayPal. чтобы реализовать какие-то предметы на Ebay необходимо указать цену товара, его стартовую стоимость, время начала торгов, а также то, сколько будут продолжаться торги. Как и в простом аукционе, товар получает покупатель, перечисливший самый высокий гонорар. Из плюсов виртуального аукциона можно отметить то, что стороны сделки купли-продажи могут располагаться в любой точке земного шара, а наличие филиалов и рамок времени предоставляют возможность участвовать в виртуальных аукционах продавцам и покупателям со всего земного шара.
MSN
Данная поисковая система была организована "Майкрософт" в 1995 году. В России "Майкрософт" менее популярен, уступая место "Яндекс", Google, и некоторым другим поисковым системам. Быстрому распространению MSN Search помогло появление версии портала на русском языке.
В отличие от огромных поисковиков, например, как Google, MSN берет в расчет содержимое метатегов, что делает процедуру оптимизации сайта под данную систему поиска простой и удобной. Достаточно включить в теги главные ключевые слова, и вас найдут пользователи MSN. При ранжировании страниц в интернете поисковый робот MSN учитывает внешние ссылки и внутренние, разрешает повышенную плотность слов, содержащих ключи.
Сегодня MSN представляет собой не только систему поиска, но и огромный портал с разнообразными специально разработанными приложениями и ресурсами:
- Одним из проектов MSN стала почтовая система MSN Hotmail. Основными плюсами этого почтового помощника являются объемное хранилище, возможность объединять записи с виртуальных ресурсов, обмениваться сообщениями мгновенно.
- Полная технологическая безопасность системы обеспечивается технологиями компании "Майкрософт".
- Внимания заслуживает сервис MSN "Деньги", размещающий передовую информацию о финансовых событиях.
- Среди популярных приложений от MSN следует отметить проект видео, содержащего неповторимые уникальные видеоролики и интервью с мировыми знаменитостями.
- Специальный проект "Майкрософт" посвящен различным сферам жизни. Кроме чисто технологий для потребителей, здесь оказались популярные социальные сети.
- Однако у портала "Майкрософт" есть существенный недостаток: он как информационный продукт компании приспособлен под Internet Explorer, из-за чего существуют проблемы с просмотром в других существующих браузерах.
"Рамблер"
Простейшая информационно поисковая система "Рамблер" была настоящим первооткрывателем среди глобальных поисковых проектов. Сегодня "Рамблер" сдал свои позиции в рейтинге поисковых систем. При вводе пользовательского запроса в поисковую строчку "Рамблера", он фактически пользуется разработками другой поисковой машины, "Яндекса". Сегодня "Рамблер" – это большой портал с многочисленными специально разработанными сервисами.
Он занимает далеко не первое место по популярности среди других поисковиков. Давно был разработан и специальный классификатор "Рамблер ТОП-100". С помощью данного приложения можно анализировать статистику множества сайтов. Если вы собственник сайта, то обязательно добавьте его в систему "Рамблер". Существует работоспособный и полезный каталог недвижимости - "Рамблер.Недвижимость".
Попадая на главную страницу, пользователь получает доступ к почтовому ящику, может узнать погоду, курсы валют, программу телевидения. Интерфейс не очень современный и удобный. Простота играет основную роль. Приветственных писем от поисковой системы не предусмотрено.
У "Рамблера" есть собственный поисковик, который не выделяется современными особенностями и специальными разработками, но имеет место быть. Запустить его можно с главной страницы. Запускается он быстро, но немного тормозит при загрузке основной страницы.
Нельзя утверждать, что портал "Рамблера" не обладает полезными характеристиками. Это удобное место для развлечения и проведения пассивного досуга, пользования информационно-поисковой системой документов. Портал мог бы добиться больших успехов при более инновационном подходе руководства в свое время. Это считается причиной того, что некогда успешный и востребованный стартовый проект быстро потерял свои лидирующие позиции. Поисковик "Рамблер" работает по алгоритмам "Яндекса", который неизменно лидирует (наравне с такими монстрами, как "Гугл"). "Рамблер" проводил некоторый ребрендинг, латинские буквы в названии поменяли на кириллические, обновили дизайн, но серьезных инновационных изменений не было. Порталу и поисковой системе не хватает новых разработок, что могло бы вернуть им лидирующие позиции в обозримом будущем.
Поисковик "Майл.ру"
В 1998 году в городе Санкт-Петербург благодаря талантливым программистам родилась одна из самых мощных почтовых служб - "Майл.ру". Сегодня это почтовая и поисковая система имеет оперативную электронную почту, разветвленный каталог интернет-ресурсов и удобные информационные разделы как в современной библиотеке. Информационно-поисковая система "Майл.ру" имеет еще ряд специально разработанных проектов, весьма популярных и жизненно необходимых современным пользователям виртуальной сети интернета.
Аудиторию своих верных подписчиков и пользователей "Майл.ру" обрел достаточно давно благодаря мощным сервисам, генерирующим трафик, а вот уникальным разработанным движком поиска смог похвастаться относительно недавно.
Все история развития "Майл.ру" началась с предоставления всем желающим пользователям сети бесплатных почтовых ящиков. Получив огромную популярность и востребованность, "Майл.ру" начал превращаться в огромный портал. Сейчас компании принадлежат "Одноклассники", "Облако@Майл.ру" и еще огромное количество других сервисов, имеющих популярность у активных пользователей виртуальной сети. Поисковая система является совладельцем социальных сетей "Вконтакте" и Facebook.
Общая аудитория гиганта виртуальной сети составляет сейчас около восьмидесяти миллионов посетителей каждый месяц. Аудитория пользователей "Майл.ру" растет вместе с компанией. Больше трети поклонников данного поисковика приходится на активных пользователей сервиса "Почта@Майл.ру", четверть — на "Одноклассники" и "Мой мир". Количество посетителей, использующих активно поисковую систему, подбирается к цифре в двадцать миллионов человек.
В процентном соотношении это составляет около десяти процентов от общей доли поиска в русскоязычной части интернета. Это позволяет "Майл.ру" занимать почетное третье место после таких гигантов, как "Яндекс" и "Гугл". Если бы этого результата достиг поисковый сервис без учета социальных сетей, крупнейших в русскоязычной части интернета, рейтинга сайтов, то это был бы просто феноменальный результат.
Однако говорить о поисковике "Майл.ру" в отрыве от всего того, что принадлежит компании, как минимум было бы не совсем корректно. Качество выдачи запрашиваемой информации не блещет результатами по сравнению с результатами поисковых запросов у основных конкурентов.
Официальная страница поисковой системы находится по адресу go.mail.ru и представляет сплав Google и "Яндекса", имеет возможности подключения картинки. Строка поисковика "Майл.ру" присутствует на основной странице портала, которая сравнительно недавно изменила дизайн.
Выше были представлены основные информационно-поисковые системы, которые существуют в современном интернете.