Обычная проходная Ростовского вертолетного завода. Тысячи людей проходят сквозь широкие автоматические двери, спеша на работу или торопясь домой. Они бегут вперед, ничего не замечая, однако всегда останавливаются около порога и поднимают вверх глаза.
Что притягивает взгляд этих утомленных торопливых рабочих? Памятная доска, установленная на здании проходной, – мемориальный барельеф с изображением доброго и деятельного человека.
Нагибин М. В. – почетный авиастроитель СССР, мудрый деятельный руководитель и просто хороший человек. За свою хлопотливую активную жизнь он сделал много добра простым людям, а также сумел сохранить высокий экономический уровень целого города.
Кто же он такой – Михаил Нагибин, биография и деятельность которого интересуют многих наших современников? Давайте ближе познакомимся с этой необыкновенной, интеллектуально развитой личностью и узнаем, как он жил, что сделал и к чему стремился.
Раннее детство
Михаил Васильевич Нагибин родился в сложное предвоенное время – осенью 1935 года, в Ростовской области, в простой семье донского казака. Отец работал сборщиком самолетов на местном авиазаводе. Любовь к небу и воздушным судам Миша унаследовал именно от него.
Город Таганрог, в котором появился на свет будущий авиапромышленник, расположен на берегу Азовского моря и входит в список исторических городов России. Город очень большой и красивый, с хорошо развитой инфраструктурой. В Таганроге имеется множество производственных и общественных построек.
Великая Отечественная война
Великую Отечественную войну маленький Миша встретил в эвакуации. И хотя жизнь в переселении была горькой и тяжелой, все же это спасло мальчика от страшных, чудовищных воспоминаний.
В годы ВОВ город Таганрог находился под жестокой фашистской оккупацией, которая продолжалась чуть более двух лет. Это было жуткое время для тех, кто остался. Немцы творили изуверские бесчинства, издеваясь над беспомощным мирным населением. Они истребили всех евреев (около четырех тысяч человек), истязали маленьких сирот из детского дома, используя их кровь для переливания своим офицерам…
В 1943 году Таганрог был освобожден советскими войсками, в операции принимали участие военно-воздушные силы, пехота, десант и военно-морской флот.
Возвращение
Сразу же после освобождения Таганрога Нагибины вернулись в родной город, где восьмилетний Миша пошел в первый класс школы номер двадцать четыре. Среднеобразовательное заведение было переделано немцами под конюшню, поэтому с самого начала Нагибин учился в здании металлургического завода, а в свободное время ходил вместе с другими ребятами восстанавливать школьные кабинеты, разрушенные и испорченные фашистскими оккупантами. Тогда-то ребенок впервые и полюбил самолеты.
Последующие два года авиакорабли регулярно летали над городом, внимательно осматривая и тщательно охраняя близлежащую местность. Маленький Миша просто влюбился в звонкий и протяжный моторный гул самолетов. Он волновал воображение, очаровывал и пленял.
Поэтому неудивительно, что, окончив средние семь классов, юный Михаил Нагибин поступил в местный техникум авиации.
Молодость
Обучение пареньку давалось легко. От отца он перенял не только любовь к самолетам, но и усидчивость, внимательность, заинтересованность и понимание. Правда, теория не так восторгала юношу, как практика.
Побывав на заводе, повертев в руках инструменты и различного рода детали, Михаил Нагибин всей душой отдался освоению любимой профессии.
После окончания техникума он получил распределение на один из старейших авиационных заводов России, расположенный в Таганроге, где продолжал трудиться его отец. На предприятии начинающий сборщик-клепальщик (да, именно такой была первая работа Нагибина) быстро завоевал уважение и доверие как сослуживцев, так и руководителей. Не прошло и пары месяцев, как умелого образованного паренька назначили помощником мастера по цеху. Вскоре последовало бы и следующее повышение, однако Михаил Нагибин был призван в армию.
Службу проходил в качестве авиационного механика Московского военного округа.
Образование
После прохождения воинской повинности влюбленный в самолеты Михаил вернулся на родной завод, где быстро дослужился до звания мастера. Находясь на этой должности, молодой человек осознал, что многого не знает. Ему захотелось приобрести больше сведений и навыков, стать более квалифицированным и компетентным.
Поэтому Нагибин поступил в политехнический институт, на заочное отделение. Высшее учебное заведение находилось в Новочеркасске (Ростовская область).
В возрасте двадцати шести лет Михаил Нагибин получил диплом инженера-механика, с возможностью работать по специальности “технология машиностроения”. К этому времени молодой специалист был уже женат и занимал серьезную должность контрольного мастера.
Работая контролером, Михаил Васильевич зарекомендовал себя как доскональный и требовательный профессионал. Прежде чем принять какое-либо решение, молодой Нагибин уделял достаточно времени для исследования этого вопроса с помощью необходимой литературы, дополнительных документов или изысканий.
Производственная карьера
После окончания института новоиспеченного инженера назначили на должность заместителя начальника, а через год доверили руководить механическим цехом номер один. На этом месте Михаил Нагибин приобрел всеобщую популярность и уважение.
Коллеги и подчиненные, видя его неординарный ум, квалифицированные навыки, искреннюю восторженность и увлеченность работой, не считали молодого специалиста выскочкой или подхалимом. Они высоко ценили Михаила, с радостью прислушивались к его советам и с удовольствием выполняли его требования.
Должность начальника цеха очень нравилась молодому инженеру. Обладая всеми качествами талантливого руководителя и располагая необходимым багажом знаний и умений, он мог находиться в центре производственных событий, задействовать творческое восприятие, направлять коллектив на выполнение необходимых задач и поручений.
Руководство, наблюдая за молодым деятельным Нагибиным, возлагало на него большие надежды. Михаил Васильевич был направлен на прохождение Высших экономических курсов, проходящих при Ростовском обкоме, для улучшения профессиональной квалификации.
В возрасте тридцати пяти лет Нагибин получил еще одно серьезное повышение по службе – стал главным технологом авиапредприятия.
Важная задача
Переход на новую должность был ознаменован внедрением нового направления на заводе. Перед предприятием была поставлена сложная неизведанная задача – необходимо было начать серийное строительство противолодочного самолета Ту-142М, предназначенного для обнаружения и уничтожения ракетно-подводных крейсеров или атомных подводных лодок.
Для того чтобы начать строительство новой модели авиаконструкции, необходимо было внимательно изучить все данные по ее сооружению, внести основательные изменения в производственную систему завода, внедрить новейшие технические достижения и укомплектовать производство последними техническими оснащениями.
С этой сложной и важной задачей Михаил Васильевич Нагибин справился, на удивление, восхитительно и профессионально. Изготовление Ту-142М было поставлено на конвейер в минимальные сроки, без срывов и осечек.
Была ли по достоинству оценена колоссальная работа, которую провел Михаил Нагибин? Награды и премии, которыми был награжден этот самоотверженный человек, говорят сами за себя. Он был удостоен многих почетных орденов и медалей, а также нового и престижного, но неимоверно сложного, назначения.
Переезд
Директор завода, на котором работал Михаил Васильевич, видел в нем своего преемника и очень хотел передать именно ему директорское кресло. Однако высшее государственное руководство посчитало нужным перевести Нагибина в Ростов-на-Дону, где развивался и усовершенствовался вертолетный завод.
С каким сердцем покидал родной город и любимое место работы Михаил Нагибин? Можно только представить, как ему было нелегко оставлять привычный уклад жизни, милые сердцу просторы, дорогих, хорошо знакомых людей.
Как бы там ни было, в 1976 году Михаил Васильевич переехал в другой город, где приступил к своим непосредственным обязанностям в качестве главного инженера.
Долго ли привыкал к новому месту Михаил Нагибин? Ростов-на-Дону – это крупнейший город на юге Российской Федерации, на территории которого расположены огромные промышленные предприятия. Поэтому жизнь в таком индустриальном рабочем городе не могла не понравиться инженеру-энтузиасту.
Через год он уже хорошо со всеми познакомился и смог перевезти семью.
Работа по-прежнему занимала главное место в жизни Михаила Васильевича, что не осталось незамеченным в правительственных кругах.Через четыре года после переезда Михаил Нагибин был назначен директором Ростовского вертолетного завода.
Престижное назначение
Занимая такой высокий и ответственный пост, Михаил Васильевич много сделал для возрастания экономики и производства не только данного предприятия, но и всего города. Под чутким руководством Нагибина Ростовский вертолетный завод стал крупнейшим машиностроительным объединением России. Было проведено полное техническое переоснащение производства, созданы специализированные цеха для изготовления изделий легкой промышленности и товаров народного потребления, улучшены бытовые и социальные условия труда. На серийное производство были поставлены лучшие в Союзе тяжелые многоцелевые транспортные вертолеты Ми-24 и Ми-26, за которые авиадиректор получил орден Ленина и другие почетные звания.
Находясь на своей должности, Михаил Нагибин являлся предельно честным и уважительным человеком. Его подчиненные не помнят случая, чтобы руководитель хамил или оскорблял их. Он славился огромной работоспособностью, пунктуальностью, справедливостью и скрупулезностью.
Перестройка
Во время перестройки, когда многие предприятия растаскивались и закрывались, Михаил Васильевич сумел сохранить доверенное ему предприятие. Когда в производстве наступило тяжелое экономическое время, он нашел дополнительный источник финансирования своего комплекса – построил огромный торгово-выставочный центр, прибыль от которого шла на сохранение кадрового и научно-технического оснащения завода.
Рабочие вовремя получали достойную зарплату, и это несмотря на общеэкономический кризис в государстве. Нагибин, чувствуя себя ответственным за судьбы своих рабочих, все делал для того, чтобы улучшить их финансовый и социальный статус.
Благотворительность
Немаловажный вклад в общественную жизнь города вложил Михаил Васильевич и тогда, когда оборудовал электростанцию для жилого поселка, реконструировал лечебно-оздоровительные комплексы для детей и взрослых, отремонтировал школу и оснастил ее компьютерами…
Не перечислить всех добрых дел, которые сделал генеральный директор Нагибин на благо своего города и своего завода. Поэтому неудивительно, что Михаила Васильевича вспоминают в Ростове тепло и с благодарностью.
Ему установлена мемориальная памятная доска (проходная завода “Роствертол”). Одной из школ присвоено его имя. А проспект Октября переименован в проспект Михаила Нагибина. Ростов-на-Дону гордится и чтит своего трудового героя.
Смерть
Умер Михаил Васильевич Нагибин от остановки сердца 31 марта 2000 года, после напряженного трудового дня, ответственных совещаний, деловых встреч и пресс-конференции. Уже долгое время он работал без перерывов и выходных, отдавая себя любимому делу и любимому городу.