Дальнее плавание на корабле – это работа, сопряженная с риском. Опасность работы на корабле заключается в том, что любое происшествие на борту корабля приводит к борьбе за плавучесть. Существуют различные судовые тревоги – сигналы, которые оповещают экипаж корабля об опасности и позволяют своевременно реагировать на любые происшествия.
Тревога на корабле
Любая авария на корабле может приводить к серьезным последствиям для всего судна. Однако тревога поднимается не только в случае опасности для корабля, но и в случае опасности для члена экипажа. Каждый член экипажа корабля всегда находится на своем месте, он компетентен и обучен не поддаваться панике в критических ситуациях. В случае возникновения объективной или учебной необходимости он непременно включается в общую борьбу за плавучесть судна. Судовые тревоги – это проработанная система оповещения всего экипажа. Они не только дают общую информацию о проблеме, но и дают экипажу понять, что именно произошло. В зависимости от вида тревоги каждый член экипажа обязан выполнять предписанные ему действия с самой полной отдачей.
Все действия по любой из тревог полностью регламентированы аварийным расписанием. Вне зависимости от типа тревоги, на корабле не должна возникать паника. Все спасательное и аварийное оборудование закреплено в специальных помещениях, размещенных в наиболее логичных частях корабля. Таким образом, каждый член экипажа может быстро добраться до оборудования или спасательного средства.
Судовые тревоги на каждом корабле могут быть разными. Как правило, это зависит от того, в каких водах плавает корабль. Существуют тревоги, которые есть на каждом корабле, а есть и специфические. Перечень всех тревог, как и необходимые действия членов экипажа по каждой из них, находятся в судовом журнале и в аварийном расписании.
Чем подается тревога?
Своевременное оповещение всех без исключения, членов экипажа корабля – это жизненно важная необходимость. Система оповещения на каждом корабле дублируется. Существуют основные и вспомогательные средства оповещения экипажа. Таким образом, корабль защищен от выхода из строя всех средств оповещения.
В большинстве случаев судовые тревоги подаются так называемым звонком громкого боя, его еще часто именуют колоколом. Это продвинутая электрическая система оповещения экипажа. Подобные звонки расположены на каждой палубе и срабатывают единовременно при получении команды по объявлению тревоги.
Случается такое, что звонок громкого боя поврежден и нет возможности подать тревогу именно им. В таком случае, на кораблях всегда есть судовые свистки и сирены. Свисток - это широкий термин. В данном случае, он предполагает, что сигнал может подаваться любым устройством, которое обладает достаточной громкостью и способно подать сигнал нужным образом.
Авральная тревога
Судовые тревоги на судне могут быть поданы разом. Общесудовая авральная сигнализация подает практически все тревоги, за исключением некоторых. Для подачи авральной тревоги могут использоваться любые средства. Иногда применяются все средства сразу.
Виды тревог на кораблях
Существуют общие тревоги и специальные. Общие тревоги действуют на каждом корабле, в том числе и на военных, и подаются одним и тем же способом. Действия экипажа могут различаться в зависимости от корабля.
Основные виды судовых тревог - это:
- Общесудовая.
- Человек за бортом.
- Шлюпочная.
Специальные тревоги:
- Нападение пиратов.
- Боевая тревога.
Общесудовая тревога
Эта тревога подается в том случае, если судну угрожает опасность и необходимо заблаговременно подготовить как корабль, так и его экипаж. Обычно это касается штормов и проходов сквозь воды со льдом. Однако эта же тревога объявляется при пожаре, пробоине в корпусе и иных опасных авариях. Подается данная тревога непрерывным сигналом звонка громкого боя. Длительность сигнала составляет около 30 секунд. Сигнал дублируется несколько раз, причины подачи сигнала сообщаются по громкоговорителям.
Шлюпочная тревога
Когда становится понятно, что корабль уже не спасти, объявляется всеобщая эвакуация. Для оповещения экипажа подается 8 сигналов. Из них 7 короткие и 1 длинный. Сразу после того, как сигнал был подан, абсолютно каждый матрос, не создавая паники, начинает действовать по тревоге. Необходимо одеться потеплее, надеть спасательный жилет, взять документы и следовать предписаниям аварийного журнала. Все судовые тревоги и их сигналы могут быть поданы непривычным способом, в зависимости от обстоятельств. Далеко не каждую ситуацию можно отработать на учениях. Особенно это касается шлюпочной тревоги, ведь она подается при самых скверных обстоятельствах.
Человек за бортом
В случае, если кто-то выпал в море, объявляется тревога «человек за бортом» Подается путем трех длинных сигналов. Сразу после получения сигнала тревоги спасательная команда готовит операцию по спасению. Матрос, который бросил тонущему спасательный круг, должен указывать на человека за бортом рукой и не терять его из вида.
Действия по тревогам
На каждом корабле есть судовой журнал и аварийное расписание. В них тщательно прописаны виды тревог на этом судне и действия по судовым тревогам. Это очень подробный перечень обязанностей. В зависимости от того, какой тревожный сигнал был подан, каждый матрос выполняет предписанные ему действия. Такая строгая регламентация обязанностей матросов позволяет полностью исключить панику и хаос на судне в случае возникновения аварийной ситуации.