"Шанель" №5 - самый узнаваемый аромат в мире. Его история началась почти 100 лет назад. Коко Шанель впервые представила этот легендарный парфюм в 1921 году.
Зарождение легенды: создание духов Шанель No 5
Все началось в 1920 году, когда мадам Шанель обратилась к парфюмерному дому с просьбой создать для нее аромат, который будет отражать ее видение современной женственности. Она хотела, чтобы это были не приторные цветочные духи, популярные в то время, а композиция с новым характером.
«Женщина, которая носит "Шанель" №5, не похожа на всех остальных. Она идет своим путем», - говорила Коко.
В поисках идеальной формулы Шанель обратилась к талантливому парфюмеру Эрнесту Бо. Вместе они работали над композицией более года, экспериментируя с различными ингредиентами.
Ключевые ноты легендарного аромата
- Роза и жасмин - основа букета
- Шлейф из пачули, ветивера, сандалового дерева
- Уникальная группа альдегидов, придающих свежесть
В итоге родилась поистине революционная в то время композиция - сочетание свежих цветочных и мускусных нот. Премьера новых духов состоялась 5 мая 1921 года в Париже. Эта дата считается днем рождения Chanel No 5.
Уже первые отзывы в прессе были восхищенными. Журнал Vogue назвал этот парфюм «идеальной композицией из цветов и специй».
Число пять в названии
Название Chanel No 5 неслучайно. Число пять было талисманом Коко Шанель. По легенде, именно 5 мая 1921 года мадам выбрала последний вариант аромата из пяти представленных образцов. А дата его презентации также пришлась на 5 число.
5 мая | Дата выбора окончательной версии духов |
5 образцов | Было представлено для выбора |
No 5 | Порядковый номер выбранного аромата |
Так число пять навсегда вошло в название культового парфюма.
Путь к славе: Chanel No 5 в 1920-1950 годах
Шанель духи постепенно завоевывали популярность среди поклонниц модного дома. Но по-настоящему громкая слава пришла к аромату в довоенные годы. В 1930-е Chanel No 5 уже продавался в США, а после появления в фильмах с участием Греты Гарбо спрос на него еще больше вырос.
Культовая реклама с Мэрилин Монро
Но прорывом в массовую культуру стала реклама духов 1952 года с юной Мэрилин Монро. На черно-белых фото звезда кино кокетливо сообщала, что перед сном надевает лишь несколько капель Chanel No 5.
«В постель я ложусь лишь в паре капель N°5», - таков был знаменитый девиз той ранней рекламной кампании.
Эта история сделала парфюм "Шанель" поистине культовым в глазах публики. В 1950-е он закрепил за собой статус самого продаваемого аромата в мире.
Производство во Франции в годы Второй мировой войны
Во время Второй мировой войны производство Chanel No 5 во Франции не прекращалось, несмотря на оккупацию и дефицит сырья. По приказу самой Коко рабочим парфюмерной фабрики выплачивались огромные премии, чтобы сохранить выпуск легендарных духов.
«Парфюм - это не роскошь. Это необходимость женщинам и всем, кто хочет пахнуть приятно», - говорила мадам Шанель.
Благодаря ее усилиям в тяжелейшие военные годы Chanel No 5 продолжал радовать своих поклонниц по всему миру. Это помогло компании безболезненно пережить послевоенный кризис и сохранить лидерские позиции на мировом рынке.
Выход первого прямоугольного флакона в 1924 году
Помимо революционного запаха, Chanel No 5 отличал и новаторский по тем временам дизайн флакона. Если ранее парфюм, как правило, разливали в граненый хрусталь с гранями и крышкой, то Коко предпочла простые чистые линии.
- Вместо хрусталя - прозрачное стекло без орнамента
- Форма упаковки - сдержанный прямоугольник
- Этикетка - строгий шрифт без завитушек
Этот минималистичный стиль идеально подчеркивал концепцию аромата - воплощение современной элегантности женщины новой эпохи.
Наследие Коко: эволюция аромата после смерти создателя
После кончины Коко Шанель в 1971 году выпуск Chanel No 5 был продолжен. Художественным руководителем дома стал кутюрье Ив Сен-Лоран. Но верность традициям оставалась главным приоритетом для Chanel.
«Мы не будем менять то, что является визитной карточкой Габриэль Шанель», - заявил Сен-Лоран, имея ввиду культовый аромат.
Реформуляция Жака Поля
Однако в 1980-х годах приняли решение о реформулировании композиции. Этот проект в 1984 году доверили известному парфюмеру Жаку Полю. Он увеличил концентрацию натуральных ингредиентов и убрал ненужные синтетические добавки. Однако культовую формулу 1921 года Жак сохранил в неприкосновенности.
Вариации легендарного аромата в XXI веке
С приходом нового тысячелетия дом "Шанель" начал активно развивать линейку ароматов вокруг своего знакового Chanel No 5. Так появились новые интерпретации легенды - Eau Premiere, Parfum, L’Eau и другие.
Eau Premiere: более легкий вариант
В 2007 году вышла новая композиция под названием Chanel No 5 Eau Premiere. Главный парфюмер Анри Робер создал более свежий, менее тяжелый вариант культового аромата. В основу легли те же ингредиенты с незначительным изменением пропорций.
- Более легкие ноты жасмина и иланг-иланга
- Меньше темного пачули, ветивера, сандалового дерева
- Усиление фруктовых и цитрусовых аккордов
Chanel No 5 Parfum: интенсивная роскошь
В 2011 году парфюмерное подразделение дома отметило юбилей выходом самой концентрированной версии - Chanel No 5 Parfum. Это настоящий квинтэссенция легенды с особенно богатой палитрой.
«Мы хотели создать самое роскошное воплощение культовой композиции», - пояснил тогдашний руководитель парфюмеров Шанель Кристофер Ше.
L'Eau - свежая интерпретация 2016 года
К 95-летнему юбилею Chanel No 5 в 2016 году марка представила очередную новую главу в его истории - Chanel No 5 L’Eau. Целью было привлечь молодое поколение, сохраняя коды легендарного аромата.
- Главные ноты - свежие, цветочно-цитрусовые
- Древесно-амбровый шлейф смягчен
- Легкость и игривость в духе времени
Этот парфюм понравился как почитателям классики, так и новой аудитории бренда.
Философия вечного аромата
Несмотря на появление новых версий, классический Chanel No 5 остается эталоном роскоши и элегантности уже почти век. В чем секрет его вневременной притягательности и популярности?
- Верность традициям и качеству на протяжении десятилетий
- Олицетворение вечной женственности в духе Коко Шанель
- Статус недосягаемого объекта вожделения