Если вам когда-то посчастливилось покататься в вагончиках мини-составов, снующих по детской железной дороге, это наверняка осталось теплым радостным воспоминанием в вашей памяти. Ведь детская ж/д является самой настоящей железнодорожной магистралью - станции, полотно, рельсы, вагоны, локомотивы, платформы, машинисты. Но только пассажиры здесь - дети, и дорога у них своя собственная. Маленьким хабаровчанам повезло, как жителям немногих городов России - у них есть своя собственная железнодорожная магистраль.
О дальневосточной детской железной дороге
Итак, подробнее. Дальневосточная детская ж/д - узкоколейная железнодорожная магистраль города Хабаровска. Имеет протяженность в 2,5 км и 5 остановок:
- станция "Пионерская";
- платформа "Озерная";
- платформа "Совхозная";
- станция "Юбилейная";
- депо.
Приведем краткую характеристику хабаровской детской узкоколейной железной дороги:
- Подвижной состав:
- Локомотивы: два ТУ-7, один ТУ-7А, один ТУ-10.
- Вагоны: шесть пассажирских цельнометаллических ПВ51, три ВП750.
- Одна грузовая платформа.
- Колея - 750 мм.
- Рельсовый тип - Р-50.
- Проведена автоматическая блокировка в купе с электросигнализацией.
- Содержание данного участка пути - за Пятой Хабаровской дистанцией пути Дальневосточной ж/д.
Для юных железнодорожников ведутся занятия по четырем направлениям: сигнализация, связь, локомотивное и вагонное хозяйство. Кроме того, ребята могут попробовать себя здесь в реальных профессиях! На их выбор:
- машинист и помощник машиниста;
- проводник;
- осмотрщик вагонов;
- ревизор;
- дежурный по станции;
- станционный кассир;
- дежурный по станции;
- поездной кассир.
К занятиям приглашаются учащиеся с 5 по 11 класс. Ребятам это очень интересно.
История детской железной дороги Хабаровска
Строительство такого особенного проекта велось исключительно на общественных началах. В нем участвовала молодежь, комсомольцы и неравнодушные жители Железнодорожного района города. С открытием поспели аккурат к столетию Хабаровска - 19 мая 1958 года по узкоколейке торжественно был пущен первый состав. Тогда дорога представляла собой кольцо общей протяженностью 600 м, по которому курсировал мотовоз с четырьмя открытыми вагончиками, вмещавшими по 15 пассажиров.
Уже со следующего года детская железная дорога Хабаровска стала модернизироваться, приобретая все более серьезный вид:
- В 1959 году мотовоз заменил настоящий узкоколейный паровозик серии 159. Его и сегодня можно увидеть на постаменте на станции "Пионерская". Дорогу продлили до улицы К. Маркса, заменили рейсы. Общая длина маршрута по ней тогда составляла 3,3 км.
- В 1965 году деревянные вагончики сменили на цельнометаллические польского производства специальные вагоны, вмещающие до 38 пассажиров каждый.
- В 1967 году было решено отодвинуть дорогу от центрального проспекта города, отчего ее сократили на 600 метров.
- В 1968 году старенький паровоз сменили два тепловоза ТУ-2.
- В 1972 году на "Пионерской" был построен самый настоящий вокзал, где был зал ожидания, мастерские, учебные и служебные кабинеты.
- 1974 год был ознаменован постройкой общежития, где останавливались проходящие практику на этой узкоколейной железной дороге.
- В 1979 году было построено полноценное депо со смотровой ямой, рассчитанной на один локомотив.
- В 1986-1987 гг. подвижной состав основательно обновили: польских "Пафагов" сменили отечественные демиховские ПВ51, а тепловозы ТУ2 - более новые ТУ7.
- В 1999 году была проведена масштабная реконструкция детской ж/д: отремонтирован вокзал и учебный корпус,произведен подъем полотна, замена шпал, рельсов, стрелочных переводов, модернизация систем сигнализации и связи.
Контактная информация
Адрес, по которому можно найти малую ДВЖД - ул. Карла Маркса, 109Б. До этого пункта можно доехать следующими маршрутами:
- До ост. "Детская железная дорога": автобус №13, 40 или "маршрутка" №77, или №82.
- До ост. "Памятник партизанам": автобус №20, 26, 28, 35, 47, 55, 59, или троллейбус №1, 2.
Действующий начальник Хабаровской ДВЖД - Кожанов Александр Дмитриевич. Ответственный серьезный руководитель
Расписание работы
Детская железная дорога в Хабаровске открыта только в теплое время года - с 22 мая (1 июня) и по 1 сентября. Прокатиться в таком необычном составе может любой желающий, даже тот, кто ребенок только в душе.
Все поезда отходят от станции под названием "Пионерская" шесть дней в неделю, кроме понедельника. Ежедневно отправляется по восемь рейсов:
- 10:00;
- 10:45;
- 11:30;
- 12:15;
- 14:10;
- 14:55;
- 15:40;
- 16:20.
Стоимость билетов
Как и на взрослом прототипе, проезд на детской железной дороге в Хабаровске платный. Актуальная стоимость билетов на 2017 год следующая:
- Для взрослых - 120 рублей.
- Для детей старше 3 лет - 80 рублей.
- Для малышей младше 3 лет проезд полностью бесплатен.
Детские железные дороги - любимейший аттракцион советских детей, увы, уходит в прошлое. Управы многих городов считают невыгодным для субъекта содержать такое хозяйство. В Хабаровске же дело обстоит совсем иначе - построенная в конце пятидесятых детская железная дорога не только возит довольных маленьких пассажиров, но и приглашает их самих поучаствовать в железнодорожном деле на реальных должностях. Кроме того, ее взрослое управление не забывает о реконструкции, ремонте, обновлении железнодорожного полотна.