К известным двум главным бедам в России уже давно все привыкли. Но если с первой ничего нельзя сделать, то для решения второй чиновники периодически пытаются применять всевозможные меры. Но финансов, разумеется, вечно не хватает.
Новые способы финансирования
Россия - самая большая страна в мире, и дорог в ней тоже великое множество. Властям постоянно приходится прибегать к новым способам финансирования. Помимо транспортного налога, вносимого каждым автовладельцем из своего кармана, наши граждане также узнали о платных трассах и, разумеется, о том, что самый значительный вред дорогам наносится большегрузными автомобилями. Что такое дорожный сбор? Разберемся в данной статье.
Законопроекты как контролеры движения грузовых автомобилей
С грузовых автомобилей, которые имеют массу, превышающую 12 тонн, с осени 2015 года взымают дополнительную плату за проезд по отечественным трассам. Новые поправки попали еще в 2007 году в Федеральный закон, название которого звучит как «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Российской Федерации». Помимо этого, Президент страны Владимир Путин 13 июля 2015 года утвердил новый закон N 248-ФЗ, который сообщает, что загруженность грузовиков не должна превышать норму более чем на два процента. Иначе придется платить дорожный сбор с 12-тонных грузовиков. Согласно плану, который разработало Министерство транспорта, к 2020 году все трассы федерального значения должны быть оснащены автоматизированной системой весового габаритного контроля, а отвечать за соблюдение правил будет поручено владельцам дорог.
Тарифы
Картина теперь складывается такая, что, если ты превысил габариты и вес, кроме того, выехал на трассу, имеющую федеральный статус, то непременно обязан оплатить по 3,73 рубля за каждый километр. Это и есть дорожный сбор. А коли не выполнил эти условия, то придется отвечать по статье. В рамках реализации этого условия за движение грузового автомобиля, масса которого превышает 12 тонн, без внесения оплаты за причиненный им вред его владельцу положен административный штраф. Водитель такого транспортного средства должен будет внести пять тысяч рублей, а если нарушающий автомобиль оформлен на юридическое лицо, то целых 450 тысяч. Ну, а за повторное нарушение придется раскошелиться на ни много ни мало - один миллион рублей.
Какие еще дорожные сборы в России возможны?
Проект «Платон», или Плата за тонну
Компанией-оператором, определенной Правительством Российской Федерации для реализации новых разработанных программ согласно принятым законопроектам, выбрана организация «РТ-Инвест Транспортные системы». В рамках работы по возмещению вреда, причиняемого большегрузами, эта компания разработала проект «Платон», что расшифровывается как «плата за тонну». Разработчики проекта поделились, что принцип работы их системы предполагает автоматическое взимание платы за расстояние, которое фактически было пройдено грузовиком.
Дорожные сборы в России – это спорный вопрос.
Как это выглядит на практике?
Проект осуществляет свою деятельность благодаря использованию спутниковых навигационных систем GPS или, как их еще называют, ГЛОНАСС. Это обеспечивает круглосуточный мониторинг всех маршрутов транспортных средств, а также взимание платы. Если нарушаются правила оплаты, то их фиксация происходит автоматически. Для владельцев грузового транспорта предложено два варианта, чтобы оплатить их движение по трассам федерального значения.
Итак, новый дорожный сбор предполагает следующее.
Первый способ предполагает постоянный контроль, в этом случае грузовик бесплатно оснащается бортовым отслеживающим устройством, а параллельно для него создается личный лицевой счет. Владелец такого авто направляет оплату на счет оператора. За каждый пройденный километр грузовика по федеральной трассе взымается 3,73 рубля. По мнению разработчиков, такой способ подходит для осуществления регулярных перевозок грузов по федеральным трассам.
А второй способ заключается в единоразовом получении маршрутной карты для одной поездки. В таком случае транспортное средство регистрируется в специально созданной системе онлайн, а поездка оплачивается авансом в зависимости от планируемого маршрута.
Какие дорожные сборы имеются в других странах?
Опыт зарубежных соседей
Интересно отметить, что Россия является далеко не первой и уж тем более не единственной страной, которая ввела подобную систему взимания оплаты с грузовых автомобилей. Другие страны применяют такие проекты уже достаточно давно и с разным успехом. Привлекает внимание и то, что повсеместно водители грузовиков абсолютно не желают много платить и уж тем более переплачивать за пользование дорогами. Они часто находят способы обойти эту необходимость всевозможными, весьма изощренными способами. Ходят слухи, что даже в законопослушной Германии водители изыскивали возможности каким-то образом не проезжать через рамки-идентификаторы, а вдобавок им удавалось еще и получать за это бонусы от своих работодателей. У соседки Литвы тоже есть опыт внедрения подобных дорожных сборов с грузовиков, или, как принято у них называть, «дорожных виньеток» для водителей большегрузов.
Литовский портал Cargonews провел параллель между литовскими новшествами и российскими перспективами. Оказалось, что не так уж все плохо, если подходить к процессу грамотно. Согласно рассказам работников различных литовских компаний, те тоже сперва боялись введения сборов. Но систему быстро отладили, а сами платежи существенно не изменили стоимость перевозок для своих заказчиков. Ведь в рамках сокращения фрахта довольно быстро развивается конкуренция, а перевозчикам приходится осознанно идти на увеличение собственных издержек, сохраняя при этом стартовую цену для своих клиентов. Литовские перевозчики прогнозируют подобное развитие событий и в России. Они особенно уверены в этом потому, что имеют многолетний опыт сотрудничества с клиентами из нашей страны.
В Белоруссии есть дорожный сбор при техосмотре, т. е. плата за допуск к участию в дорожном движении.
Отечественные перспективы на федеральных автотрассах
Российские автоперевозчики сомневаются в том, что введение платы за пользование федеральными трассами не окажет влияния на стоимость перевозок для клиентов. Им действительно приходится паниковать, ведь новшества предрекают рост стоимости грузоперевозок на 16–18%, который, скорее всего, ускорит инфляцию на два прогнозируемых пункта. Министерство экономического развития при этом выступает на стороне автовладельцев. Его специалисты провели расчеты и выяснили, что тариф в 3,73 рубля за один километр дорожного сбора с большегрузов, скорее всего, приведет к резкому возрастанию цен на различные потребительские товары в размере минимум пяти процентов.
Ведь стоимость доставки этих товаров должна повыситься минимум на 12%. Ввиду этих предварительных вычислений ведомство советует Правительству рассмотреть все возможности по снижению тарифа хотя бы в шесть раз, а именно до 64 копеек за километр. Росавтодор, разумеется, выступает против таких дополнений. Если посчитать ожидаемые годовые сборы от этих нововведений, его прибыль должна составить около 60 миллиардов рублей в год. Из этих средств часть денег в размере 10,6 млрд рублей непременно пойдет на оплату услуг компании-оператора, а остальные средства будут направляться в дорожный фонд. И в том случае, если власти решатся на введение нулевого сбора и на снижение тарифа с его ростом к 2019 году, Росавтодору придется выполнить условия концессионного соглашения и каждый год платить по 10 млрд рублей.
Сейчас пока действует мораторий на дорожный сбор до 1 января 2017 года по законопроекту, который внесен в Госдуму.
Таким образом, чем обернется противостояние производителей и перевозчиков с одной стороны и госслужащих с другой, на данный момент остается неизвестным. Не исключено, что система "Платон", как опасаются ее многочисленные клиенты, может дать непредвиденный сбой. Разумеется, коллапса грузоперевозок в итоге эта ситуация спровоцировать в любом случае не сможет.
Вот чем может обернуться дорожный сбор на грузовые автомобили.
Заключение
В бизнесе очень важно исполнение обязательств перед клиентами и партнерами, а участие в бюрократических нововведениях чиновников мало кого волнует. Единственное, что судебных разбирательств по поводу привлечения к административной ответственности водителей грузовых транспортных средств, а также возмещения понесенных убытков разработчиками “Платона” вполне стоит ожидать.
Мы рассмотрели, что такое дорожный сбор.